Все новости
Вернисаж
4 Апреля 2019, 15:33

КРУЖЕВО ЗИМЫ

Так называлась выставка декоративно-прикладного искусства, открывшаяся в канун Нового года и Рождества в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова.

Экспозицию составили 168 произведений 51 художника из Москвы, Уфы, Нефтекамска, Бирска, села Стерлибашево Стерлибашевского района Башкортостана и творческих объединений — Клуба народных традиций «Краснотал», Клуба любителей плетения на коклюшках «Плетешок» и Студии «Берендей» Уфимского городского Дворца детского творчества им. В. М. Комарова.
Наряду с известными художниками, среди которых — члены Союза художников России Ирина и Михаил Тараны, Виталий Николаев и Лера Безрукова, Альфия Нугуманова и Елена Шевченко, Ольга Мартьянова и Людмила Шагабутдинова, — в «Кружеве зимы» участвовали и молодые авторы.
Основной темой выставки стало кружево. Тему подсказала зима, кружевной узор снежинок. Поэтому смысловую доминанту экспозиции составили антикварные кружева и предметы дамского рукоделия из коллекции уфимки Ирины Проскуряковой: это французские и английские кружевные воротнички конца XVIII — начала XIX века, немецкие, французские и американские швейные наборы и предметы дамского туалета начала XIX века. С раритетами гармонизировали современные произведения: кружевные изделия, выполненные на коклюшках членами клуба «Плетешок», шарф-воротник «Тепло», «ирландское кружево», связанное крючком, кружевная сумочка «Театральная ночь» и стилизованные башкирские нагрудники Асии Валеевой, «кружевное» панно «Царство снежной королевы» Ирины Едрёнкиной, текстильное панно «Зимний ангел» Расимы Салиховой, лоскутное панно «Морозные узоры» Елены Шевченко, панно «Кружевная фантазия» Аллы Никольской и жилет «Зимний вечер» Ирины Саннамес. Выставку оживили сказочные персонажи в кружевных нарядах Луизы Ягафаровой, Евгении Черво и москвички Райсы Поповой, деревянная скульптура «Берегиня» Светланы Першаниной и керамическая кукла «Кружевное платье» Леры Безруковой. «Пришлись ко двору» и войлочная сумка Елены Нелюбиной, и сумка в технике «макраме» Регины Садыковой. Привлекли внимание своими причудливыми ажурами костюмы и аксессуары Асии Валеевой — юбка-пелерина «Изморозь», палантин «Гроздья» и сарафан «Пейсли», — а также кружево в технике «фриволите» Людмилы Клименко.
Нефтекамский художник Айдар Усманов в «кружевной» композиции «Кускары» покорил зрителей мастерством резьбы по дереву, керамическая «Ваза» Луизы Ягафаровой — грациозностью своей пластики. Керамический рельеф Виталия Николаева «Первый снег» — это ностальгия автора по детству. Высочайшая лирика и трагизм — суть «солнцеобразного» арт-объекта Марата Марина «Звезда. Посвящение Марине Цветаевой».
Кружевным был и декор ювелирных украшений, выполненных преподавателями и учащимися Уфимского художественно-гуманитарного колледжа. Мельхиоровые и серебряные кольца, серьги, броши и браслеты, инкрустированные яшмой, сердоликом, малахитом, агатом, рубином и бирюзой, поражали разнообразием ювелирных техник — чеканкой, сканью, филигранью, ковкой…
Но иногда «зимняя» экспозиция была не прочь расцветиться (почти по-весеннему!) многообразием техник художественного текстиля. В экспозиции лоскутного шитья доминировала текстильная ёлка «Ангелы Рождества», созданная членами Клуба народных традиций «Краснотал» под руководством Людмилы Васильковой. Сама же Василькова представила уже полюбившиеся уфимцам панно «Магия звёзд» и «Отраженье солнца в зеркале реки», выполненные в техниках машинной стёжки и ручной вышивки. В этих же техниках, но с применением свободно-ходовой стёжки было выполнено панно «Новогоднее настроение» стерлибашевского мастера Зульфии Идрисовой и произведения известных художников Нины Первушиной и Александры Елхиной — панно Первушиной «Сон в Новогоднюю ночь» с порхающими над летними цветами бабочками и ретро-композиция Елхиной «Дамы и кавалеры». Людмила Шагабутдинова вновь заворожила зрителей мастерством ткачества на станке, представив тканые дорожки с мотивами зимнего вечера и горного пейзажа, а Альфия Нугуманова — синтезом экзотических текстильных техник. Батик был представлен лёгкими, воздушными шарфами Татьяны Азнабаевой-Красновой, панно Дилары Шакуровой «Яблоки на снегу», решённым в контрастной цветовой гамме, и символическим с точки зрения образного решения панно Ольги Мартьяновой «Белые птицы».
Гармоничным украшением выставки стали керамические композиции — «Ваза» Ирины Таран и «Зелёная птица» Леры Безруковой, ваза «Метель» Михаила Тарана и «Зимний петух» Луизы Ягафаровой, набор «Кружево зимы» Юлии Ларц и «Белая ёлка» Екатерины Репниковой. Новогоднюю праздничность придали выставке деревянные скульптуры «Маскарад», «Дед Мороз» и «Петрушка» бирского художника Сергея Павлова, резные композиции из дерева «Дружная семейка» и «В гостях у бабушки» студии «Берендей» и карнавальные маски из папье-маше Александры Кузнецовой.
Как всегда, особый интерес зрителей вызвали авторские куклы. Их образы, взятые из жизни, правдивы, реалистичны и наделены народным юмором. Таковы «Бабуся» и «Счастливое детство» Ксении Алексеевой, «Бабка Маша» Гузель Мустафиной, «Зима» Инны Гизатуллиной. В то же время текстильные куклы Антониды Втюриной, «красовавшиеся» в традиционных костюмах Орловской губернии, прозвучали как «артефакты» эпохи.
Завершающим акцентом выставки стала инсталляция в виде узорчатого окна-арки, сотканного из многочисленных кружевных снежинок, выполненных Ириной Горшуновой, Венерой Киреевой и Зульфиёй Идрисовой в технике вязания крючком.
Выставка «Кружево зимы» пользовалась предсказуемым зрительским успехом. А всё потому, что источник современного декоративно-прикладного искусства — искусство народное, то есть искусство подлинное, искреннее и доброе.