Илья Гутин — живописец, заслуженный художник РБ, обладатель медали «Духовность, традиции, мастерство» Союза художников России. Родился 2 декабря 1918 года в г. Рогачёве Могилёвской губернии. С 1974 года — участник республиканских, зональных и всесоюзных выставок.
Рассказывает Леонид Ильич Гутин, сын художника: «В приглушённых тонах картин неизменно присутствует элемент печали автора, прожившего нелёгкую жизнь, наполненную разочарованиями и утратами.
Работать он начал с 11 лет учеником слесаря по ремонту вагонов на железнодорожной станции Жлобин, что вблизи г. Рогачёва в Белоруссии. В начале 30‑х годов семья переехала в Ленинград, где проявились способности Ильи к рисованию, и он стал работать художником-оформителем в Музее истории религии (ныне — Казанский собор). В 1939 г. отец добровольцем уходит на финский фронт, а в июле 1941‑го так же добровольцем — на фронт Великой Отечественной войны. В должности командира стрелковой роты он защищает Ленинград на легендарном Невском пятачке, где предпринимаются многократные попытки прорыва блокадного кольца. Населённые пункты переходят из рук в руки. За взятие деревни Арбузово, находящейся на правом берегу Невы, отец был награждён своим первым орденом Отечественной войны. В декабре 1941 г. с тяжёлым ранением Илья Гутин попадает в ленинградский госпиталь. В это время от голода умирают его отец и 16‑летний брат. В живых остались мать и две сестры. После снятия блокады их эвакуировали в город Мелеуз Башкирской АССР, и отец, ставший после ранения инвалидом, приехал к ним. В 1944 году в Уфе он женился на девушке, эвакуированной с Украины, а летом 1945‑го у них родился я.
Специального художественного образования у отца не было: все планы поломала война. В Уфе он окончил вечернюю школу, заочно — пединститут. Работал художником в краеведческом музее, на промышленных предприятиях, в товариществе «Башхудожник». Для материального обеспечения семьи ему приходилось, в основном, заниматься оформительской деятельностью. В 1974 г. наша семья приняла решение о его переходе на творческую работу. С этого времени он активно участвует в выставках. В жизни ему мало что давалось легко, поэтому он был готов к любым трудностям. В 1975 г. И. Гутин вступил в Союз художников СССР.
Отец работал в разных жанрах. Сначала больше писал портреты, потом — пейзажи, натюрморты. Их объединяло общее настроение: ни в одной из картин нет открытой радости, они всегда с налётом грусти. В 1995 г. судьба нанесла нашей семье сокрушительный удар: в Подмосковье при невыясненных обстоятельствах погиб мой младший брат. И по сей день нас мучает сознание того, что виновники трагедии так и не найдены. В 1996 г. состоялась персональная выставка И. Л. Гутина, на которую он представил большую картину «Портрет сына». Отец рассказывал, как тяжело он над ней работал, всё время приходилось прерываться, потому что рыдала душа.
Прожил он большую жизнь. В семье художественные способности передаются через поколение («на детях природа отдыхает»). Хорошо рисует его внучка Наталья и правнуки. С отцом было очень интересно и полезно общаться. Он воспитывал нас на той вечной истине, что наши слова сами по себе ничего не стоят, важны только дела и в делах этих — или наше забвение, или бессмертие».
Вечер памяти художника открыл председатель правления Союза художников РБ, заслуженный художник России и Башкортостана Х. С. Фазылов: «Мы все хорошо помним Илью Львовича. У него было много друзей среди известных художников. Это А. Бурзянцев, Б. Домашников, А. Лутфуллин, В. Позднов, В. Лесин и др. Гутин был человеком открытым и, несмотря на солидный возраст, легко общался со всеми.
Многие из представленных работ достойны музейного уровня. Особенно важно, что молодому поколению эти картины представляются впервые. В них запечатлён исторический период, есть настроение, по ним можно понять, о чём думал художник, какие цели ставил перед собой. Хочется выразить благодарность семье, бережно относящейся к творческому наследию Ильи Львовича и хранящей память о нём».
Воспоминаниями о художнике поделилась главный хранитель Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова, искусствовед В. М. Сорокина. Она отметила, что, пройдя две войны, Илья Львович стал настоящим художником, благодаря своей целеустремлённости. «Живопись Ильи Гутина соответствовала его природе, он любил писать плотно, материально. Хороши фактурные зелёные пейзажи. Есть и прекрасные портреты, в которых читается эпоха. Он узнаваем — это ценное качество. Хотелось бы, чтобы его творчество и дальше доходило до зрителя через музейные коллекции».
О своём знакомстве с Ильёй Львовичем рассказал художник Г. В. Прокшин: «На выставке я увидел прекрасные натюрморты. Простые вещи передают целую Вселенную. Хорошо было бы издать книгу, посвящённую И. Л. Гутину».
Ф. А. Салимгареев, мастер декоративно-прикладного искусства, скульптор, заслуженный художник РБ, заместитель председателя правления СХ РБ: «Большой школой для Ильи Львовича стало общение с коллегами по цеху, уфимскими художниками. Когда я смотрю на его портреты, вижу не фотографичное изображение, а психологические произведения. Они одухотворены, за каждым чувствуется судьба человека своего поколения. Эти работы большого глубокого мастера достойны украшать нашу жизнь».
Илья Львович Гутин в башкирском изобразительном искусстве известен как автор работ, в которых отражены гуманистические, жизнеутверждающие начала и глубокие поэтические чувства. Его произведения, наполненные любовью к людям и природе, отличаются необыкновенной проникновенностью и духовностью.