Все новости
Вернисаж
24 Января 2020, 15:45

ГРАФИКА – ЯЗЫК МЕЖДУНАРОДНЫЙ

Графическое искусство обладает особым языком, порой, в силу своей специфики, менее привычным и понятным зрителю, нежели язык живописи. Графика предполагает большую вовлечённость зрителя в процесс её восприятия — графический язык её более условен даже в традиционных реалистических композициях. Конечный продукт работы художника-графика — это эстамп (отпечаток), полученный на бумаге с заранее подготовленной пластины, материалом для которой могут служить металл, дерево, линолеум, пластик или специальных камень. На такой пластине-форме автор особым способом, специальными резцами, рулетами гравирует или вытравливает кислотой изображение, создавая образы, сюжеты или передавая свои идеи в абстрактной композиции. Работа непростая, требующая большого технического опыта (исполнительского мастерства). Стремление к реальности воссоздания предметов (их объёмности, фактуры поверхностей) в графике, как правило, отсутствует: она представляет нам предметную среду и светотени посредством разнообразной штриховки, тоновых градаций чёрно-белого. Пространство в графическом листе не столь разработано, как это бывает в живописном произведении, цвет почти всегда условен, а зачастую вовсе ограничен чёрно-белой гаммой. Искусство частых обобщений и символов, графика требует от зрителя умения читать смысловые тексты за этими условными составными её специфического языка. Однако понимающий зритель, от выставки к выставке наработавший опыт насмотренности, на графических экспозициях задерживается подолгу, наслаждаясь не только художественными образами, но и эстетикой линий, штрихов, исполнительским мастерством авторов.

Автор — Ирина Оськина, искусствовед
Графическое искусство обладает особым языком, порой, в силу своей специфики, менее привычным и понятным зрителю, нежели язык живописи. Графика предполагает большую вовлечённость зрителя в процесс её восприятия — графический язык её более условен даже в традиционных реалистических композициях. Конечный продукт работы художника-графика — это эстамп (отпечаток), полученный на бумаге с заранее подготовленной пластины, материалом для которой могут служить металл, дерево, линолеум, пластик или специальных камень. На такой пластине-форме автор особым способом, специальными резцами, рулетами гравирует или вытравливает кислотой изображение, создавая образы, сюжеты или передавая свои идеи в абстрактной композиции. Работа непростая, требующая большого технического опыта (исполнительского мастерства). Стремление к реальности воссоздания предметов (их объёмности, фактуры поверхностей) в графике, как правило, отсутствует: она представляет нам предметную среду и светотени посредством разнообразной штриховки, тоновых градаций чёрно-белого. Пространство в графическом листе не столь разработано, как это бывает в живописном произведении, цвет почти всегда условен, а зачастую вовсе ограничен чёрно-белой гаммой. Искусство частых обобщений и символов, графика требует от зрителя умения читать смысловые тексты за этими условными составными её специфического языка. Однако понимающий зритель, от выставки к выставке наработавший опыт насмотренности, на графических экспозициях задерживается подолгу, наслаждаясь не только художественными образами, но и эстетикой линий, штрихов, исполнительским мастерством авторов.
На выставках, собирающих произведения нескольких авторов, графика демонстрирует порой не только тот или иной почерк художника, его манеру исполнения, но и разнообразие экспериментов, которыми изобилует современное изобразительное искусство в этом виде. «Пиршеством глазу» назвал один из австрийских коллекционеров современной графики девятую по счёту выставку Международной триеннале печатной станковой графики, экспонировавшуюся в ноябре-декабре ушедшего года в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Это было событие, благодаря которому Уфа вновь привлекла к себе внимание международного графического сообщества. Проект триеннале (конкурсная выставка проводится один раз в три года) родился ещё в 90‑х годах прошлого столетия, почти четверть века назад и поначалу был региональным — участниками конкурса были лишь художники Урала, но уже в 2001 в нём принимали участие художники более 20 стран мира. Сегодня «URAL PRINT TRIENNIAL» (под этим именем проект известен в мировом графическом сообществе) собирает не менее 40 стран.
В целом триеннале 2019 года состояла из ряда графических выставок. В Малом выставочном зале Союза художников РБ работала экспозиция «Башкирская графика», собравшая произведения наших мастеров, в художественной галерее «АРТ-эксперт» были открыты три персональные мини-выставки известных графиков — членов международного независимого жюри триеннале — «Наследие мира» Айка Григоряна (Армения-Испания), «Архитектурный альбом» Владимира Зуева (Россия) и «Сталкер» Романа Сустова (Беларусь). Основная же конкурсная экспозиция Триеннале была представлена в залах первого и второго этажей художественного музея. В конкурсной части проекта приняли участие 213 авторов из 44 стран: Австрия, Аргентина, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Греция, Германия, Израиль, Индия, Италия, Испания, Иран, Ирландия, Канада, Китай, Колумбия, Корея, Латвия, Македония, Нидерланды, Мексика, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Тайвань, Таиланд, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Эстония, Япония. Всего на конкурс было прислано 789 произведений, к участию в экспозиции прошли 488. По условиям конкурса вся графика, участвующая в экспозиции, по окончании выставки остаётся в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. Только за последние две выставки (2016 и 2019 гг.) в коллекцию музея поступили 1068 листов современной мировой графики. Собранные произведения разнообразны по техникам, стилистике, жанрам и темам. Они отлично демонстрируют картину развития не только графических печатных техник за последние четверть века, но и художественных направлений в современном изобразительном искусстве.
В составе участников нашего проекта всегда немало известных графиков и звёзд международного уровня. В нынешнем конкурсе это Ги Ланжевен и Дебора Чапман (Канада), Анн-Кристин Каллстрём (Швеция), Мартин Манойлин (Чехия), Михаил Верхоланцев (Россия), Вера Станишевская и Эве Ээсмаа (Эстония), Александ­ру Якабаци (Румыния), Петер Коцак (Словакия) и многие другие.
Большой группой представлены в экспозиции 2019 года и молодые графики — белорусы Фёдор Шурмелев, Кристина Иванцова, Екатерина Блощицына, Кирилл Задворный и Марина Жвирбля, башкирские молодые художники Ксения Алексеева и Роман Сайфуллин, большая группа китайских и польских молодых авторов, а также молодёжные графические мастерские из Мексики. Практика показывает, что особенно активны в графике страны (и города внутри них), где хорошо отлажена система художественного образования, а в составе преподавателей — те, кто сам имеет за плечами большой опыт участия в международных конкурсах.
В экспозиции «URAL PRINT TRIENNIAL — 2019» можно было встретить и немало имён тех, кто участвовал в нашем проекте не впервые. С 2001 знаком уфимскому зрителю, интересующемуся графикой, Ярослав Новак (Польша), с 2004 почти во всех конкурсных экспозициях участвует Найер Спиндола (Бразилия), с 2007 — Наталия Чернецова (Латвия), с 2010 — Владислав Квартальный (Беларусь), Пьетро-Паоло Тарраско (Италия), с 2013 — Веселин Дамянов‑Вес (Болгария), Александру Якабаци (Румыния), Оутимайа Хакала (Финляндия), Елена Йованчов (Черногория). Не в первый раз уфимский зритель видел и эстонского графика Веру Станишевскую, и Ольгу Крупенкову (Беларусь), Тамронгсака Ниммануссорнкула и Юттану Нимгате (Таиланд), и многих других зарубежных авторов, не говоря уже о российских, которых и всегда-то на этом конкурсе присутствует преобладающее большинство. Подобное постоянство участия в проекте позволяет и следить за развитием творчества того или иного автора, и поддерживать дружеские отношения с графиками той или иной страны, и, одновременно с этим, свидетельствует о высоком статусе самого проекта, пользующегося уважением и вниманием международного графического сообщества (подчёркиваю — всякий раз участники его идут на то, чтобы оставить свои новые работы в Уфе безвозмездно и навсегда!)
Но вернёмся к конкурсной части. Как выбрать среди невероятного количества прекрасных мастеров лучшего из лучших? По каким критериям? С самого начала проекта независимое жюри «URAL PRINT TRIENNIAL» руководствуется единственно правильным (с нашей точки зрения) принципом: произведения должны быть безупречны в исполнительском мастерстве, интересны и выразительны по художественному образу. Но с первых лет обретения международного статуса Гран-при конкурса — статуэтка «Графиня графики» — ни разу не оставалась в России. 2019 год порадовал отечественных любителей графического искусства: «Графиня» впервые присуждена россиянину — заслуженному художнику РФ, члену-корреспонденту Российской Академии художеств Михаилу Верхоланцеву (Москва). Посчастливилось и уфимцам — вторая премия присуждена профессору Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, декану художественно-графического факультета, заслуженному художнику РБ Талгату Масалимову. Золото уехало в Польшу — к Веронике Щупка, а бронза присуждена графику из Беларуси Марине Мороз. Специальными премиями награждены канадец Ги Ланжевен и два россиянина — Юрий Молибоженко и Нина Казимова.
По окончании конкурса пополнились разделы российской и зарубежной графики в собрании БГХМ им. М. В. Нестерова, а устроители уже начинают работу по мониторингу огромного пространства мировой культуры, ведя переговоры и переписку с зарубежными художниками об участии в следующей — десятой по счёту триеннале. Процесс подготовки подобных конкурсов довольно длительный и трудоёмкий. Но он стоит этих затрат — именно благодаря этому проекту Уфа на протяжении почти четверти века является одним из графических центров в международном культурном пространстве, а Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова — редким обладателем коллекции мировой современной графики.