Этому событию была посвящена республиканская выставка «Многоцветие традиций», прошедшая в Уфимской художественной галерее. На её открытии министр культуры республики Амина Ивниевна Шафикова отметила ту значительную роль, которую играют башкирские художники в культурной жизни России и Башкортостана. Она подчеркнула самобытность их творчества, основным лейтмотивом которого является любовь к родной земле, народу. А. И. Шафикова вручила ряду ведущих художников, искусствоведов юбилейные медали, посвящённые 100‑летию со дня образования Республики Башкортостан, почётные грамоты и благодарственные письма министерства культуры.
Основателями Союза художников были старейшие мастера — К. С. Девлеткильдеев, А. Э. Тюлькин, А. П. Лежнев, И. И. Урядов, М. Н. Елгаштина, которые задали высокий профессиональный, духовный уровень башкирского изобразительного искусства, получивший достойное продолжение в творчестве мастеров последующих поколений. Мы помним имена тех, кто в 1950–1970‑е годы своим талантом утвердил всесоюзную славу башкирского искусства, — А. Ф. Лутфуллин, Б. Ф. Домашников, М. Н. Арсланов, Р. М. Нурмухаметов, А. Д. Бурзянцев, Ф. А. Кащеев, Т. П. Нечаева, А. А. Кузнецов, П. П. Салмасов, В. А. Позднов, А. Х. Ситдикова и другие.
Выставка «Многоцветие традиций» не была ретроспективной, в ней экспонировались произведения мастеров сегодняшнего дня. В целом она носила просветлённый, поэтический характер, была лиричной и красочной. При всём многообразии тем, стилей и жанров прослеживался тот путь, по которому направлено современное башкирское изобразительное искусство. Оно последовательно развивает основополагающие черты, свойственные искусству последних десятилетий ХХ века. Авторы находят новые темы, в которых отражено их стремление осмыслить духовные, нравственные истоки и черты народной жизни, проблемы общества. Они обращаются к стилистике, способной отразить индивидуальность мироощущения и одновременно созвучной времени.
Выставка прозвучала как своеобразная прелюдия к Всемирной фольклориаде, которая пройдёт в Уфе в этом году, ибо здесь предстал ряд произведений, воплощающих дух, историю различных народов, проживающих в Башкортостане. В качестве примеров можно назвать серию линогравюр Г. Г. Калитова «Марийские мотивы», полотна Ф. С. Шаймухаметова из серии «Вечерние посиделки», декоративные ширмы Р. Я. Миненбаева «Русская» и «Финно-угорская», композиции Р. З. Харисова с их татарской тематикой и орнаментикой, акварель «Этно» Е. В. Литвиненко и др.
В большинстве представленных работ — отражение основополагающих начал нашего искусства, кровная связь художников с традициями башкирской школы, с неповторимостью её национального колорита. Прежде всего это прослеживается в полотнах ведущих живописцев — Х. С. Фазылова, А. М. Мазитова, Р. С. Хабирова, Д. Н. Ишемгулова, Р. Р. Кадырова, Д. А. Сулейманова, Р. Ю. Атауллина, где оживают реальные картины бытия или преломлённые языком символов метафорические народные образы.
Ещё большую образную, духовную содержательность придала экспозиции портретная живопись. Здесь рядом с проникновенно-лирической работой Ф. А. Кащеева, отметившего в 2019 году 85‑летний юбилей, «Портрет народного художника РБ В. Э. Меоса» кисти замечательного мастера И. И. Фартукова, который воспринимается как воплощение духовной красоты личности и творческого вдохновения. Потоки доброты и душевного участия источает портретная работа молодого мастера В. А. Фроловой «Свет» с её глубоким психологизмом и эмоциональностью изобразительного языка. Вагиз Шайхетдинов в «Портрете художника М. А. Назарова» отдаёт дань памяти недавно ушедшему из жизни крупнейшему башкирскому живописцу.
Как всегда насыщенной была и экспозиция пейзажных работ. Величественные мотивы природы в полотнах В. И. Суздальцева, И. Х. Насибуллина, А. А. Петрикова; полные таинственной романтики и живописной выразительности работы С. Н. Игнатенко, М. Г. Спиридонова… Всё это грани той безграничной красоты, которая нас окружает и облагораживает. Мудрые размышления о преемственности традиций звучат в композиции А. Ш. Кашаева «Храм» и диптихе Е. А. Винокурова «Вознесение».
Творчество башкирских графиков также нашло отражение в экспозиции выставки. Т. Х. Масалимов как подлинный мастер, глубоко проникающий в существо национальных традиций, показал триптих «Это было», построив свои линогравюры на языке примитива, близкого к народному искусству. Иная философия рождает страстный, динамичный язык в линогравюрах А. Р. Терегулова. Эстамп, карандашный рисунок, акварель, пастель — всё это нашло своё место в экспозиции. Кроме названных выше работ, хотелось бы отметить монотипии О. А. Самосюк, брызжущие поэзией и жизнерадостностью. Композиция Б. А. Самосюка «Хлеб», напротив, драматична, она заставляет любоваться богатством фактуры и цвета пастели.
Замечательным был раздел акварели, в котором участвовали работы признанного в нашей стране В. Н. Лесина, листы Р. Р. Абдуллина с их тонкой графичностью и мягкостью мазка, Р. Р. Маглиева, мастера эпического пейзажа. Всю красоту акварельной живописи вдохновенно воплощает Л. З. Гимназдинова. В работах С. Н. Герасимова притягательны их таинственная недосказанность, непременная духовная содержательность.
Скульптурный раздел не был столь богат, но украсил выставку такими произведениями, как бронзовая композиция на тему башкирского эпоса «Борьба с быком» Х. М. Хабибрахманова, классически выверенными по мастерству медалями Р. А. Хасанова, высеченной в мраморе работой А. И. Никулочкина «Земля-матушка».
Декоративно-прикладное искусство, ставшее в последние десятилетия достоянием башкирской культуры, пожалуй, с наибольшей эмоциональностью, красочностью воплощает красоту окружающего мира и национальных традиций. Последнее наиболее ярко характеризует представленные работы резчика по дереву И. М. Ямалетдинова, мастера войлочного валяния З. Ф. Гилязовой, монументальное панно «Каргатуй», созданное мастерами творческого объединения «COS*МЫ», панно З. А. Галимовой «Материя», композиционное и цветовое решение которого словно погружает зрителя в глубину веков.
Имена керамистов В. К. Николаева, И. В. Таран, М. Ф. Тарана, чьи работы также представлены в экспозиции, давно известны нашему зрителю. Каждый из них нашёл свою тему, свой узнаваемый почерк.
Красками и ароматами лета наполнено панно мастера лоскутного шитья С. Ю. Марковой, символический смысл заключён в композиции О. А. Мартьяновой «Наследникам», исполненной в технике горячего батика. Автор обращает зрителя к размышлениям о течении времени, духовных ценностях.
Союзом художников Башкортостана пройден большой и славный путь, впереди — новая жизнь, новые открытия.