В Малом зале СХ РБ состоялась выставка выпускницы УГИИ им. З. Исмагилова Резеды Тагировой. Выставка тёплая, согретая сердечным домашним уютом, колоритными картинами неповторимой уральской природы и портретами близких людей. А также теми предметами быта, которые ещё остались в нашей памяти да, пожалуй, лишь в музеях и кое-где в глухих деревнях. Они — источники вдохновения художницы.
Она родилась и выросла вдали от городской суеты, в живописном, как и всё Белоречье, уголке Башкирии, в селе Манышта, в семье учителей. Первым учителем был её отец, сам когда-то заочно окончивший худграф в Магнитогорске. «Бакалавром» Резеда стала в нашем замечательном училище искусств, а настоящим мастером — в Уфимском институте искусств. «Любимым был педагог, которого уже нет, к сожалению, с нами, Михаил Алексеевич Назаров. Многие работы он успел увидеть, давал советы по композиции и цвету. Беседовал со мной о деревне, о родителях, о сенокосе и коровах, о простой тамошней жизни. В некоторых работах, сделанных ещё в академии, чувствуется его сильное влияние. Теперь они более реалистичны. Я пытаюсь делать вещи не слащавыми, а такими, какие они есть в натуре — и грубыми, и старыми, видавшими виды. Они будто рассказывают, какую непростую жизнь прошли. Сейчас, работая в музее, я окончательно влюбилась в эти предметы, ведь это память о наших предках», — говорит Р. Тагирова.
Она трудится художником-реставратором в республиканском музее-заповеднике «Древняя Уфа». Экспонаты — бытовая долблёная и плетёная утварь башкир, дошедшая до наших дней (hауыт hаба), и более современные, но о которых наши дети уже и понятия не имеют и вряд ли когда-нибудь подержат в руках, — сделали любовь к нашему общему родному дому ещё острее. «Старинная вещь красива уже потому, что она дожила до наших дней» (Ж. Бодрийар). Их простые и изящные формы, оправданные народным вековым опытом — вереница керосиновых ламп, уходящая вдаль («Синие лампы», 2018), колесо прялки и старая швейная машинка («Нити времени», 2020), сюита допотопных чемоданов («Чемоданное настроение», 2018) и многое другое, более древнее — позволяют Резеде устраивать композиционные и колористические игры, полные скрытых смыслов.
Невозможно пройти равнодушно и мимо её сильных, экспрессивных пейзажей («Весна. Снег в мае» и другие работы). «Свой родной, инзерский, пейзаж могу писать бесконечно… Творчество — оно спасает, без него я себя не вижу, не представляю», — говорит Р. Тагирова. Природа и вроде обычные вещи — её способ выразить любовь к родине, к дому. А ещё, по меткому замечанию того же Бодрийара, «вещи — это бытовая мифология, в которой гасится наш страх перед временем и смертью».