Все новости
Вернисаж
27 Апреля 2020, 23:24

Из Баварии в Уфу

В середине марта в галерее «АРТ-эксперт» открылась выставка графики немецкого художника Гюнтера Дольхопфа (1937–2018). Переговоры о выставке и отбор выставочного материала начались ещё в октябре 2019, когда уфимский фотограф Николай Марочкин привёл в галерею своего друга и коллегу Герда Дольхопфа, доставившего в Россию работы отца. Из большого количества листов были отобраны около 30 малоформатных, выполненных в разных техниках. Крупноформатными работами выставка была дополнена уже в следующий приезд Герда Дольхопфа в Россию. Так сложилась экспозиционная основа выставки. А концепция её предусматривала показ творчества баварского художника с разных его сторон – оттиски с прочеканенной металлической пластины (рельефная печать – конгрев или, как называл это сам автор, «prägedruk»), литография (печать с изображения, сделанного на камне), компьютерная графика (digital print). Не было лишь живописных работ мастера и его удивительных металлических объектов – и то, и другое мастерски выполнено и интересно, однако столь велико по размерам, что транспортировка была бы весьма затруднительна.

Автор — Ирина Оськина, искусствовед
В середине марта в галерее «АРТ-эксперт» открылась выставка графики немецкого художника Гюнтера Дольхопфа (1937–2018). Переговоры о выставке и отбор выставочного материала начались ещё в октябре 2019, когда уфимский фотограф Николай Марочкин привёл в галерею своего друга и коллегу Герда Дольхопфа, доставившего в Россию работы отца. Из большого количества листов были отобраны около 30 малоформатных, выполненных в разных техниках. Крупноформатными работами выставка была дополнена уже в следующий приезд Герда Дольхопфа в Россию. Так сложилась экспозиционная основа выставки. А концепция её предусматривала показ творчества баварского художника с разных его сторон – оттиски с прочеканенной металлической пластины (рельефная печать – конгрев или, как называл это сам автор, «prägedruk»), литография (печать с изображения, сделанного на камне), компьютерная графика (digital print). Не было лишь живописных работ мастера и его удивительных металлических объектов – и то, и другое мастерски выполнено и интересно, однако столь велико по размерам, что транспортировка была бы весьма затруднительна.
Гюнтер Дольхопф родился в 1937 году в Нюрнберге, где когда-то родился и жил великий живописец и график немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер. Пройдёт время, и в доме Дюрера нюрнбержцы увидят выставку работ своего современника — Гюнтера Дольхопфа. Но это случится в 1975–76 годах. А за восемнадцать лет до этой выставки, в 1957, двадцатилетний юноша начал изучать историю искусств и германистику в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана. Однако уже с 1958 стал всерьёз заниматься живописью в Академии изобразительных искусств Нюрнберга в классе профессора Фрица Грибеля, а в 1961–1964 учился у профессоров Марксмюллера и Каспара в Академии изящных искусств в Мюнхене. Это были известные художники. Антон Марксмюллер (1898–1984) был графиком и живописцем, прекрасным рисовальщиком, а Герман Каспар (1904–1986), кстати, потомственный художник, одновременно с преподавательской деятельностью активно занимался ещё дизайном и росписью интерьеров, живописью, инкрустацией и даже немного скульптурой. Так что Гюнтеру было чему учиться у знаменитых и талантливых профессоров.
Получив образование, художник и сам начал преподавательскую деятельность. Некоторое время он преподавал в гимназии Зальцбах-Розенберг и в гуманистической гимназии в Амберге. Позднее карьера художника и преподавателя продолжилась в Нюрнберге, в Академии изобразительных искусств (в 1973–1996 Дольхопф преподавал здесь станковую живопись).
Ателье художника в Нюрнберге, а затем в Амберге, куда переехала его семья, и ещё позднее в Вентурине (Тоскана, Италия) были не только местом его уединения и творчества. Здесь часто бывали его друзья-художники и даже коллеги его сына-фотографа Герда Дольхопфа. В их компании велись застольные беседы и дискуссии, раскрывались и замечательные человеческие качества профессора Дольхопфа — широкий кругозор, общительность, мягкая ироничность.
Активная выставочная деятельность художника началась в 1968. За 44 года (1968–2014) в его багаже собралось свыше ста выставок. Это групповые и персональные экспозиции в Германии и Италии, и специализированные международные графические выставки. Высокий профессиональный и художественный уровень работ Дольхопфа подтверждают его многочисленные награды, в том числе и награды международных конкурсных проектов: Гран-при международной графической триеннале в Кракове (1991, Польша), медаль Санта-Кроче на Арно, полученная в городе Пиза (1997, Италия) и другие.
В России работы художника демонстрируются впервые. Экспозиция в галерее «АРТ-эксперт» собрала графические произведения мастера, созданные с 1963 по 2016. Стилистически эти работы принадлежат и к абстрактному направлению, проявившемуся в основном в prägedruk, и к сюрреалистическому, в котором выполнены литографии и компьютерная графика.
Однако работы в технике конгрева с прочеканенной пластины только на первый взгляд кажутся абстрактными. Часто, благодаря очертаниям цветных плоскостей, они ассоциируются с пейзажными видами («Пляжный вид», «Полнолуние»). Фактура в этих печатных оттисках просто поразительна. Она обеспечена глубокой чеканкой и тщательной проработкой металлической пластины, с которой печатались листы. Она завораживает необычной глубиной линий, искусственными и естественными разрывами формы, намеренными сквозными пустотами. Техника эта — авторская находка Дольхопфа. Ничего подобного в тиражной графике до него ещё не встречалось. Тонкая (в отличие от офортной пластины) металлическая основа быстро видоизменяется под давлением вала графического станка или пресса, поэтому позволяет сделать лишь очень ограниченное число оттисков. Вкупе с авторской техникой это увеличивает самоценность каждого из этих листов. Сами по себе композиции довольно лаконичны в изобразительной структуре, неспешны по ритмике. Но главное в них — изысканность цветовых сочетаний. Цвет в этих произведениях наносился вручную темперными и акварельными красками. Колорит работ не просто красив, он изумительно благороден и выявляет изысканный вкус автора («Насос», «Италия с островами», «Три рельефа»).
Сюрреалистическая часть творчества художника представляет раскованную, богатую, ироничную и оригинальную фантазию художника. Первоначально эта стилистика проявилась в его живописных произведениях. Придуманные им живописные образы постепенно перекочевали и в литографию, а затем и в компьютерную графику. При этом сам Гюнтер признавался: «Графика всегда была для меня главным инструментом. Всякий раз, когда я не мог продвинуться в живописи, литография или гравюра помогали мне. Путь через технические процессы графики увеличивал мою концентрацию и, как ни парадоксально, мою способность изобретать». («Dollhopf. Grafik. 2002–2011: Der Katalog der Ausstellung. — Frischmann Druck und Medien, Amberg, 2012, s. 4). Художественный язык этих работ свободен от привычных форм, норм, традиций. Его неукротимая фантазия помещает нереальные, парадоксальные «сюр-образы» в обычные интерьеры и ландшафты — в привычные пространства. Это как бы расширяет опыт проживания зрителем некоей иной реальности — незнакомой, фантасмагорической, удивительной и странной, но, может быть, тем и привлекательной («Человек на диване», «Двойная грудь над терновником», «Борец в чёрном»).
Придуманный художником мир образов — маленьких странных существ — живёт своей жизнью в целой серии литографий «Маленькие существа Дольхопфа». Они перемещаются в пространстве («Три фигуры»), взаимодействуют с окружением («Приближение») и даже любят («Эдвин и Мод»). Они забавны и, кажется, обладают характерами, как, например, влюблённые Эрвин и Мод.
Пример изобретательного креатива Гюнтера Дольхопфа — его листы компьютерной графики. Появление этой техники не случайно. Стремление художника показать свои живописные работы как можно более широкой публике останавливалось всякий раз, когда дело касалось транспортировки крупных живописных произведений. Гюнтер нашёл выход — сфотографировал и отцифровал живописные произведения, обработал их в компьютерной программе, распечатал, а затем «довёл» их карандашом и аэрографом. Работы сохранили свои живописные изначальные образы, однако не стали их повторениями. Зародившиеся в живописи Дольхопфа, они получили дальнейшее вариативное развитие в digital print. Тематика этих произведений различна, идеи и визуальное их воплощение поражают изобретательной находчивостью. А трактовка той или иной темы наделена иронией («Венера и шесть Амуров», «Прыщавый в кресле», «Шестиног», etc.)
В первую же неделю выставка собрала большое количество зрителей. Однако работу экспозиции, демонстрирующей сюрреалистическое искусство баварца Гюнтера Дольхопфа, прервали события, связанные с пандемией. Сюрреалистическая реальность оказалась жёсткой, беспощадной и страшной. Но зритель обязательно увидит ироничное и доброе по своей сути творчество немецкого художника — его сюрреализм и его абстракции. Это случится сразу, как только изменится ситуация за окнами и стенами наших домов. А пока — ну что поделать? Сидим дома…
Читайте нас: