Все новости
Вернисаж
25 Июня 2020, 13:33

ПОДОБНО ВЕТРУ И СОЛНЦУ

Ляля Галеева — океанически бездонный, малоизученный мир. Он населён самыми немыслимыми и в то же время пронзительно знакомыми существами и сущностями, строгими и ироничными богами и многоцветными вибрациями музыки, древней и удивительной, живой и чудотворной. Мир, который осенён таинственными отсветами Знания. Маленькая, но очень мощная фея, она наделена редкой силой — под её руками возникают и обретают плоть, объём и душу странные арабески архаики и собственные фантастические персонажи. Ею вызваны к жизни добрые приятели Алисы из Страны чудес и индийские священные слоны, её сердцем наполнены метафорические образы и простые представители рода человеческого чуть не всех народов и врёмен, иногда выражением похожие на милые цветы. И сами цветы, похожие на людей.

Автор — Эльвира Каримова

«Не беги от самого себя.
Ты не можешь быть никем другим.
Ошо.

Ляля Галеева — океанически бездонный, малоизученный мир. Он населён самыми немыслимыми и в то же время пронзительно знакомыми существами и сущностями, строгими и ироничными богами и многоцветными вибрациями музыки, древней и удивительной, живой и чудотворной. Мир, который осенён таинственными отсветами Знания. Маленькая, но очень мощная фея, она наделена редкой силой — под её руками возникают и обретают плоть, объём и душу странные арабески архаики и собственные фантастические персонажи. Ею вызваны к жизни добрые приятели Алисы из Страны чудес и индийские священные слоны, её сердцем наполнены метафорические образы и простые представители рода человеческого чуть не всех народов и врёмен, иногда выражением похожие на милые цветы. И сами цветы, похожие на людей.
Её тайна? Можно предположить, что она в её руках, в чудесных натруженных руках. Прикасаясь к «бездушной» глине, живя в ней, чуткие пальцы-антенны ловят и оживляют образы, что транслируются ей по неведомым космическим каналам. Только так можно объяснить сей волшебный дар. Художница не делает предварительных эскизов, работает по наитию, «поёт с живого голоса», повинуясь подспудному стремлению к совершенству. Ляля — да простятся мне грубые «физические» сравнения — это сверхточный приёмник-передатчик и искусный трансформатор духовных эманаций. Это «орудие», музыкальный инструмент метафизического мастера, тонкая светоносная нитка-проводник непрерывного потока жизни.
Посему её герои (её «дети») могут принадлежать и праисторическому времени, и современному бытию, могут располагаться ближе или дальше от настоящего момента — неважно. Это всегда «сейчас». (Не оттого ли работы так редко ею датируются?) В них веришь с первого взгляда; их понимаешь ещё глубже при более близком общении. И всё же они очень нездешние. От них, как от печки, веет горячим ветром какой-то запредельной свободы и негромкого, ироничного веселья, даже если на театре её воображения играется роль нахмуренного божка или безропотного ослика, или простодушных мирян, или полных лёгкой грусти ангелов. Даже грозное выражение некоторых лиц не вызывает страха, ибо созданы они из любви, и сами — слепки любви. Но сначала была живопись. И по «счастливой неслучайности» была учёба в мастерской незабвенного Михаила Алексеевича Назарова в Уфимском институте искусств. И нелёгкий выбор пути, именно этого, не совсем женского пути скульптора. Впрочем, лучше дать слово ей самой.
«Поиски пути человеческого бытия активно проявлены в моей живописи. Всё в этом мире является откликом, отзвуком, реакцией — на время, пространство, межличностные и социальные отношения. Сейчас, разглядывая свои старые работы, написанные четверть века назад, не отказываюсь от них, как случилось в 2000‑е годы, а со спокойствием принимаю. Ведь катарсис, заложенный в них, завёл меня в тупик; и, когда пружина была окончательно сжата, случился взрыв, приведший меня к удивительному и самому важному процессу моей жизни, процессу внутреннего очищения. Об этом благодарили меня и многие мои тонко чувствующие зрители.
В скульптуре те же поиски привели к созданию коллекции « Архаика» (стараюсь работать коллекциями). Разные типажи персонажей несут в себе идею объединения человечества. Поиски духа выразились в коллекции «Апейрон» (авторская фарфоровая масса) и «Метафизическая» (шамот). Творческая цель состояла в том, чтобы для проявления Высшей реальности отпустить привычные формы внешней реальности, доведя их до значения символа.
Коллекция «Культовая» творится как дань и благодарность учителям Востока, примирившим меня с проявлениями нашего двойственного мира. Задача создания коллекции «Девчонки и не только» (шамот, фарфор) — согреть сердце, посыл нежности, любви и сострадания.
Процесс создания произведений отношу к практической медитации, великолепному способу остановки ума, — продолжает Ляля. — Для того, чтобы оставаться в состоянии внутреннего покоя, необязательно неподвижно сидеть, скрестив ножки. Радуюсь, когда в creativity process, меня как существа, ограниченного рамками эго, становится всё меньше. Находясь у источника, черпаешь из него и несёшь людям. Став Источником, становишься тишиной, и слова теряют смысл. Расширяя границы сознания, видишь только пульсацию жизни, единство Бытия, проявленное через разные формы. Задавая себе вопрос: «Кто есть деятель?», вдруг отчётливо понимаешь, что ты просто орудие, существующее во взаимосвязи со всем миром. Орудие называется художник. Понимая эту взаимо­связь, берёшь ответственность за то, что создаёшь. Настоящее так прекрасно, что совершенно не хочется тратить энергию на объяснения и концепции. Предлагаю посозерцать, попребывать, помолчать вместе. И Бог даст, в этой тишине возникнет тончайший резонанс». (Ляля Галеева, 2019 г.)
Рассказывая о сегодняшнем мире Ляли, нельзя не упомянуть её верного спутника Ваню, Ивана Нараяна, который является важной частью этого мира. Его талант и профессионализм — особая статья, это высочайший градус человечности, растворённой в реальных авторских шедеврах. Ляля и Ваня идут по жизни уже около пятнадцати лет, в путешествиях и рутинной жизни, дополняя и питая друг друга — и нас — добрыми энергиями творчества, мужественно перенося жизненные проблемы, какие случаются и в волшебном мире, когда болят усталые чудотворные руки, когда закрадываются сомнения или внешнее непонимание ранит душу. Но благодарные поклонники этого творчества, раскиданные по всему миру, ждут новых чудесных творений, и маленькая фея снова принимается за работу. Последние работы — это большие и малые формы, начатые зимой, ещё до «вирусной темы». Их можно назвать «предчувствиями», там с новой силой слышится тревога за наше общее будущее. «Но не печалься, о, божественное орудие, и продолжай свой путь, подобно ветру и солнцу…» (Шри Ауробиндо).
Читайте нас: