Выставка позволяет проникнуть во вселенную человеческого духа. В ней нет сиюминутной суеты, но есть некая тайна, которая заставляет зрителя почувствовать связь души с душой. При всём разнообразии тем, стилей, жанров художники в своих произведениях осмысливают духовные и нравственные истоки народной жизни. Открывая выставку, Виталий Шаповалов сказал: «Этно — это форма существования человека, его национальной культуры и самопознания, религиозные и нравственные ценности, наложившие отпечаток на характер каждого. Сейчас, как никогда, в обществе сильно стремление вернуться к своим корням».
Живопись, графические листы, крупноформатные панно художественного текстиля, батик, куклы — всё это составило эмоционально заряженное и безупречное, с точки зрения эстетики, экспозиционное пространство. Главными смысловыми акцентами выставки стали произведения декоративно-прикладного искусства О. Орешко, С. Рябиновой, О. Суткевич, С. Марковой, Г. Русяевой, Р. Шагиевой, В. Абрамова, Г. Храмцовой; горячий батик Е. Манеровой, Е. Рогозиной, Т. Бояринцевой, М. Хабаровой и др. Блистательно представлена акварельная техника О. Луцко, Н. Кожевниковой, О. Лебедевой, Е. Литвиненко, О. Ларичевой, И. Гатиной-Обрусник, В. Тимофеевым, Т. Дмитриевой, Ю. Григорьевым. Среди авторов живописных работ Е. Кузьмина, Ю. Байбордин, А. Фёдорова-Рыбина, М. Рохмистрова, Л. Гайдук, Р. Хаблетдинов, Н. Чебан, М. Ищенко, А. Сокольская, графических — И. Бабушкина, Н. Лукина, М. Петренко, А. Головырских. В произведениях этих и других авторов раскрывается суть образов, символов, зашифрованных знаний и тайн времён, в них история народа, реальная и мифическая, с радостями и трагедиями, мечтами и свершениями.
Виталий Шаповалов выступил с диптихом «Петроглифы» (бумажное литьё), триптихом «Кочевье» (шерсть, фетр), «Безмолвие» и «Полнолуние» (х. акрил). Они стали доминантой и нервом всей экспозиции. Неповторимая глубина, образность и стилистическое соответствие темам, строгость в сочетании с философичностью — в этом особый почерк художника.
Современные живописцы любят акварель, она идеально подходит для изображения динамичного, стремительно меняющегося времени.
Мягкая, тонкая, чуткая акварель О. Луцко (Курган) позволяет увидеть и почувствовать удивительную красоту окружающего мира. В листах «В деревне моего детства», «Натюрморт из прошлого» возникает ностальгическая тема детства. Тёплая любовь к миру льётся с листов О. Ларичевой (Екатеринбург). Её акварели музыкальны, лиричны, прозрачны, лишены суетности. Акварельный мир О. Лебедевой (Санкт-Петербург) притягивает таинственной недосказанностью, одухотворённостью. Художник умеет поймать настроение и передать неповторимость утекающего мгновения. В авангардных, экспериментальных акварелях «Водная стихия», «Итальянский город» И. Гатиной-Обрусник (г. Монхайм-Ан-Рейн), пронизанных солнечным светом, переданы и прохлада вод, и броская красота Италии. Ей присуща остро индивидуальная художественная манера: крупный формат листа, пластическая брутальность.Акварели Е. Литвиненко (Стерлитамак) «Край лесов и рек» и «Хантыйские хранители» из серии «Югорские мотивы» — этнический авангард. Художник с восторгом входит в мир северных народов, их древних обычаев и легенд, любуется красотой и глубинным смыслом их суровой жизни. Главная тема акварелей Ю. Григорьева (Уфа) — вечные ценности, душевная красота человека, природы. В его листах из серии «Жители деревни Саргая» изображены простые люди, но как фактурны, как точны и выразительны их характеры!
Бесспорным украшением выставки стали живописные произведения. Гуманизм и глубокие поэтические чувства содержатся в работах «Сказка странствий старика Абдул Халима», «Хоттабыч» Е. Кузьминой (Санкт-Петербург), «Девичьи гадания» Л. Гайдук (Евпатория), «Первоцветы» М. Скорбач (Белгород) и др. Величественные мотивы природы звучат в полотнах «Осеннее затишье» заслуженного художника РБ Ю. Байбордина (Белорецк), «Вечерний зов», «Старый город» Н. Чебан (Магнитогорск), «Авзян», «Деревня Кажаево» С. Андреева (Уфа).
Во многих произведениях запечатлены мифологические воззрения, мудрые размышления о прошлом и настоящем, обращение к старине, легендам. Таковы «Реки сибири», «Сквозь лес» Н. Ершовой (г. Стрежевой), «Африканский щит» Н. Петренко (Каменск-Уральский), «Сокровище бабушкиного сундука» В. Демичевой (Орёл). Р. Хаблетдинов (Белорецк) обращается к сказочной и суровой природе Башкортостана, М. Ищенко (Магнитогорск), Н. Костюкова (Уфа) — к теме православия.
Украшением выставки стали произведения молодых живописцев: «Крыши» А. Исаевой (Магнитогорск), «Церковь в Вологде» Л. Махмудовой (Череповец), «Касаясь ветра» П. Болкисёвой, «На своей земле» О. Положенцевой (Авзян), «Тропические фрукты» А. Снегиной (Екатеринбург) и др.
Декоративно-прикладное искусство с огромной эмоциональностью воплощает красоту окружающего мира и национальных традиций, а композиционное и цветовое решение погружает зрителя в глубину веков. Покоряет крупноформатное панно «Писанка» Е. Манеровой (Екатеринбург) в технике горячий батик. В основе композиции — круг, основа мироздания. В этой же технике представлены работы других екатеринбургских мастеров: Т. Бояршиной «Несущий солнце», Е. Рогозиной «Стихии», М. Хабаровой «Городские отражения», «Паруса так любят ветер», а также белоречанки А. Яковлевой «У истоков, или Сгорая во времени», «Крещёная татарка». Наполненные внутренним содержанием, лёгкие и воздушные, они выплёскивают свои страсть и нежность на зрителей.
Радуют глаз панно ручного ткачества: «Соловей» О. Орешко (Екатеринбург), «Традиции» Г. Мустафиной (Уфа), «Предчувствие тепла» Е. Цветковой (Екатеринбург), «Лето красное» и «Танец с платком» О. Суткевич (Уфа).
Удивительный геометрический мир пэчворка соединяет в себе и полёт фантазии, и чувство традиции, и отсвет древности, и день сегодняшний. Всё это есть в триптихе «У каждой птицы своё оперение» М. Косенковой (Екатеринбург), в работах «Метаморфоза» Р. Салиховой (Уфа), «Забытые сны», «Ситцевый посад» С. Марковой (Уфа). Потрясающие работы из войлока показали уфимка Р. Шагиева — «Курай» и белоречанка Г. Русяева — «Полёт души», «Свет в конце тоннеля», они привлекают глубиной мысли, тонкостью чувств.
Особый интерес у посетителей выставки вызывают авторские куклы О. Самосюк (Уфа), Т. Фёдоровой (Екатеринбург). В. Касановой (Белорецк).
Гармонично вписался в экспозицию выставки арт-объект С. Рябиновой «Конница» в технике кинусайга. Три сказочных коня отсылают нас к славянской мифологии, стихиям свободы и вечного движения.
Выставка получилась светлой, гармоничной, красивой. Много имён, много художников, все они разные, но их объединяет интерес к национальной культуре, самобытности, этническим корня, ко всему, что несёт отпечаток души народа.