Все новости
Вернисаж
11 Марта 2021, 20:28

УЧИТЕЛЬ-ТВОРЕЦ

И все-таки это событие, и оно состоялось. На фоне более важных, поминутно взрывающих наши социально-культурные платформы, оно, возможно, выглядит и не столь приметным и значительным. Однако если взглянуть на карту Башкортостана и обозреть все ее многочисленные районы, и если представить, что в каждом из них есть своя, хоть маленькая школа искусств, а в некоторых и колледж, а в них хотя бы по одному учителю рисования, можно поразиться масштабу и охвату этой выставки. Поэтому VI Республиканский конкурс-выставку работ изобразительного искусства преподавателей детских художественных школ, художественных отделений детских школ искусств и профессиональных образовательных учреждений сферы культуры РБ, который состоялся в январе 2021 года в Уфимском Центральном выставочном зале, можно считать событием для республики. Тем более важным и значительным, что готовилось и проходило оно во время пандемии, как бы заявляя, что никакие вирусы не властны над искусством.

Автор — Эльвира Каримова

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем»
Конфуций

И все-таки это событие, и оно состоялось. На фоне более важных, поминутно взрывающих наши социально-культурные платформы, оно, возможно, выглядит и не столь приметным и значительным. Однако если взглянуть на карту Башкортостана и обозреть все ее многочисленные районы, и если представить, что в каждом из них есть своя, хоть маленькая школа искусств, а в некоторых и колледж, а в них хотя бы по одному учителю рисования, можно поразиться масштабу и охвату этой выставки. Поэтому VI Республиканский конкурс-выставку работ изобразительного искусства преподавателей детских художественных школ, художественных отделений детских школ искусств и профессиональных образовательных учреждений сферы культуры РБ, который состоялся в январе 2021 года в Уфимском Центральном выставочном зале, можно считать событием для республики. Тем более важным и значительным, что готовилось и проходило оно во время пандемии, как бы заявляя, что никакие вирусы не властны над искусством.
Первый отборочный тур проходил в режиме онлайн. Сразу хочется поблагодарить учредителей — Респуб­ликанский учебно-методический центр по образованию Министерства культуры РБ, который проделал огромную работу по организации и приглашению участников со всех концов республики, и это было совсем не просто. Также огромная благодарность Союзу художников РБ, соучредителям и жюри конкурса, которые с декабря прошлого года в дистанционном формате (по фотоработам) кропотливо и беспристрастно отделяли зерна от плевел — выявляли таланты и приглашали участников на второй тур, где присланные работы рассматривались уже в очном режиме. Это была поистине титаническая работа, и ее значение трудно переоценить. Конкурс проводился по двум группам — среди преподавателей детских учреждений (ДХШ и ДШИ) и преподавателей профессиональных образовательных колледжей (ПОУ). Кроме этого, лауреаты определялись по номинациям в самих видах искусств — живописи, графике и ДПИ, и по итогам было отобрано двадцать два победителя.
В состав жюри вошли видные деятели культуры и искусства рес­публики:
Фазылов Хатип Сарварович, заслуженный художник РБ и РФ, председатель Регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»;
Голубев Глеб Евгеньевич, заслуженный деятель культуры РБ, член СХ РФ, директор частного образовательного учреждения « Художка»;
Мазитов Амир Миннивалиевич, заслуженный художник РБ, член СХ РФ, профессор, декан факультета изоискусств Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова;
Оськина Ирина Николаевна, заслуженный деятель искусств РБ и РФ, искусствовед, член СХ РФ, эксперт по художественным ценностям;
Хасанов Рустем Аязович, заслуженный художник РБ, доцент кафедры живописи факультета изоискусств Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова.
Такое подробное описание должностей и званий жюри должно дать представление о том, какая компетентная и солидная комиссия работала над отбором. И вот лишь некоторые из победителей:
Лауреаты I степени в группе ДХШ:
Брайцара А. Е. триптих линогравюр «Ивана Купала», (ДХШ № 2 г. Уфа); Самосюк Б. А. «Красные камни Иерусалима», пастель на картоне, (ДХШ № 2 г. Уфа); Шевченко Е. В. «Рождество», квилт (ДХШ № 2 г. Уфа).Лауреаты II cтепени: Леконцев С. Г. «Замечательная встреча», х., м. (ДХШ № 2 г. Уфа); Шаповалов В. В. триптих « Кочевье», смеш. техника, шерсть, фетр (ДШИ № 1, Межгорье), Литвиненко Е. В., диптих «Славянская свадьба», акварель (ДХШ № 1, г. Стерлитамак); Фоминкова О. А. «Календарь победы», лоскутное шитье (ДХШ № 2); Хасанов В. Ш. «Назгуль», шамот (ДХШ № 3 г. Уфа); Цуканова Е. А. «Дед и внук», х., м. (Уфимская ДШИ).
Лауреаты в группе ПОУ:
Гран-при: Миннебаев Р. Я., серия « Underground», авторская техника, (УУИ). Лауреаты II степени: Набиев И. Х. «Июль. Солнечный день», х., м. (УУИ) Хисамитдинов Ч. Н. «Ирендык», х., м. (Сибайский колледж искусств имени К. А. Валеева).
Имена остальных лауреатов и многочисленных дипломантов можно увидеть на сайте PУМЦ — www.rumcrb.ucoz.ru.
Амир Мазитов: «При отборе лучших работ жюри не смотрело на географическую составляющую, а ориентировалось лишь на мастерство, художественность работ и обращение к коренным, вечным темам, таким как любовь к родине, человек в социуме, на осмысление времени (на стыке тысячелетий). Вынужденный режим онлайн, возможно, не позволил сделать большего. Некоторые талантливые участники, победившие в I туре, к сожалению, не прислали своих работ на II тур. Понятно, что у художников, вынужденных зарабатывать на жизнь преподаванием, совсем не остается времени на собственное творчество. Мы сами преподаем и знаем, что для этого нужно трудиться денно и нощно, по выходным и вечерами, и участие делает честь тем, кто смог представить работы. И все же мы увидели здесь разные направления, и реализм и авангард, и в целом выставка оставляет очень позитивное впечатление.»
Ирина Оськина: «Выставка очень разнообразная, нестандартная. Члены Союза художников выглядят посильнее, и это закономерно — у них больше выставочного опыта, они успевают и учить и творить сами, а это значит — ухитряются больше работать, не прерываться. Очень важно для преподавателей с периферии посмотреть и оценить себя в ряду других, а не «вариться в собственном соку». Печально, что в этом сумбурном году у многих нет возможности приехать, это было бы очень полезно и им, даже если они не стали призерами, и их воспитанникам. Художникам необходимо сравнение. Детская художественная школа №2 им. А. Э. Тюлькина, как и Стерлитамакская школа, имеет хорошие традиции, сильный преподавательский состав, и неудивительно, что они занимают первые места.»
Глеб Голубев: « Как художник будет учить других, если не развивается сам? Надо постоянно расширять кругозор, быть практикующим, действующим художником. Нужно следить за тенденциями современности, а не только ехать на старых студенческих знаниях. Расширять кругозор всеми доступными средствами, как делаем мы с учениками. Очень важно проводить с ними беседы, устраивать конкурсы и мастер-классы. Хотелось бы видеть больше творческого развития в преподавателях!»
Когда-то А. С. Макаренко дал резкое определение педагогов: «… в большинстве это замученные нуждой, бессилием и семейной обстановкой работники, слабые по своим личным данным». Эта выставка все-таки доказала обратное, настоящие мастера своего дела у нас есть. Художник-педагог — это прежде всего творец, это интересная, сильная личность, способная увлечь собственным примером. Цель таких конкурсов‑выставок среди преподавателей нашей большой республики состоит как раз в поддержке учителя-творца.
Читайте нас: