В рамках реализации гранта Главы Республики Башкортостан в поддержку талантливой молодёжи в области музыкального, театрального, изобразительного и хореографического искусства в декабре прошлого года состоялся Всероссийский конкурс-фестиваль молодых скульпторов. Конкурс был организован скульптурным отделением при кафедре живописи, факультета изобразительных искусств УГИИ им. Загира Исмагилова. В нём приняли участие студенты и выпускники, члены СХР из восьми российских городов, в их числе: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Пермь, Пенза, Владимир, Уфа и Дюртюли, то есть представлены все скульптурные центры страны.
Пандемия определила заочный, цифровой формат проведения. Жюри рассмотрело 76 заявок и более 210 работ участников. По итогам конкурса была проведена всероссийская Zoom-конференция организаторов конкурса и его участников.
Следует отметить, что впервые скульпторы получили уникальную возможность представить работы в мягком материале (пластилин, глина и гипс). думаю, это вызовет большой интерес у широкого круга зрителей. В связи с этим мы подали заявку на грант для выпуска каталога, куда будут включены наиболее интересные работы конкурсантов. Это будет способствовать популяризации скульптуры в творческой среде и молодёжной в частности.
Когда в 90‑х союз художников благополучно потерял единоличное государственное право на художественное производство и заодно свою производственную базу — художественный фонд, заниматься скульптурой решили многие. А поскольку вместе с фондом канул в лету и главный эксперт — художественный совет, качество производственной скульптуры изменилось. К сожалению, сегодня скульптура собирает огромное количество негативных высказываний в свой адрес. И вполне понятен интерес к состоянию обучения скульптуре. Дипломированный скульптор должен уметь все: от станкового произведения до монументального — это его работа.
Всероссийский конкурс-фестиваль молодых скульпторов был призван выяснить профессиональное состояние обучающихся и начинающих трудовую деятельность молодых скульпторов. Понятно, что подготовка специалистов в ссузах и вузах проходит в специфических учебных рамках. И все же, отбирая присланные на выставку студенческие работы и произведения молодых профессионалов, выводы были сделаны: в России есть хорошие молодые скульпторы. Академическая скульптура несёт ответственность за сохранение исторического ремесла, умение выстроить изобразительный объём во всей сложности художественного образа. Безудержная активность современного искусства, вооруженного новым информационным и технологическим инструментарием, сметает всякие границы жанра и порядка. Сопротивляться этому можно только конкурентностью собственного ремесла. И слава Богу, наши российские художественные учебные заведения до сих пор выпускают грамотных специалистов. У них есть интерес к скульптуре, к адекватной и точной форме, к материалу, кропотливости его обработки, к физическому труду и, наконец, интерес к особой скульптурной тематике. А это вечные темы: любовь, вера, человек с его красотой и недостатками. Наше вечное деление страны на столицу и периферию, конечно, обделяет последнюю. У нас разные исторические опыты, накопления, разные культурные информационные поля, разные скульптурные коллективы, прежде всего количественно, а потом и в разнообразии пластических идей. Но тем отраднее убедиться в итоге, что периферия не уступает обеим столицам. Представители городов России, где есть скульптурные учебные заведения: Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого, Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, и, конечно, наши родные Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, Уфимское училище искусств, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Республиканская художественная гимназия-интернат им. К. А. Давлеткильдеева, Детская художественная школа № 1 имени А. Кузнецова, Детская художественная школа № 2 им. А. Э. Тюлькина показали убедительные профессиональные произведения в разных жанрах, от медалей до памятников. Следует отметить очевидную оригинальность этих произведений и поиск реально возможных вхождений скульптуры в жизнь наших городов.
Марку первых художественных учебных заведений страны заслуженно поддержали: Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова в лице своих выпускников, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в лице сегодняшних студентов и не уступающие им столичные художественные училища: Московское академическое и Санкт-Петербургское училища им. Н. К. Рериха. Серьёзная высокая культура лепки, работа с темой, образом заставляли любоваться работами своих коллег и брать хороший пример. Награды нашим ребятам и гостям дипломами соответствующих номинаций и возрастных групп говорят сами за себя. И всё-таки, фестиваль меньше всего предполагал первенство конкурсантов, важно было рассмотреть состояние профессиональных школ и убедиться в их сегодняшней дееспособности.
Да, школы есть, и выпускники готовы к профессиональной творческой и производственной деятельности. Но сегодня молодым скульпторам трудно, как никогда, вписываться в трудовые будни. От них требуют скорости и дешевизны во всех возможных смыслах. Организация городской среды — сложное трудоёмкое мероприятие. Скульптура, даже самая маленькая, требует своего пространства, а городская скульптура без него просто не живёт. И от скульптора часто требуется активная социальная позиция защиты авторского права на произведение и его установку. Всероссийский конкурс-фестиваль, заявив о наличии хороших специалистов, поднимает вопрос их трудоустройства. Нужны ли России сегодня профессиональные скульпторы? Ответа, к сожалению, нет, впрочем, как и закона о культуре. Но само наличие скульптурных сил, молодых и активных, внушает вполне здоровый оптимизм.