Все новости
Вернисаж
23 Апреля 2021, 13:49

«НОВОЕ» В «МИРАСЕ»

Нас уже очень трудно чем-нибудь удивить. Особенно после ошеломляющего 2020-го, увенчанного «короной» и диктующего новые реалии. Время нещадно трясет нас, выщелкивает из старых скорлупок, и волей-неволей мы смотрим на мир уже другими глазами. Джим Джармуш уверял, что «оригинальности не существует» и призывал красть из старого все, что только можно, имея в виду, что из переработанного творчески старого, неизменно прорастает что-то новое, это процесс наподобие духовного ресайклинга. Уфимская художественная галерея «Мирас» в новом году предоставила возможность узреть ростки нового в живописи и графике молодежи и по-новому взглянуть на произведения признанных мастеров «формального» искусства, уже ушедших и ныне здравстувующих.

Автор — Эльвира Каримова

«Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое»
Альберт Эйнштейн

Нас уже очень трудно чем-нибудь удивить. Особенно после ошеломляющего 2020-го, увенчанного «короной» и диктующего новые реалии. Время нещадно трясет нас, выщелкивает из старых скорлупок, и волей-неволей мы смотрим на мир уже другими глазами. Джим Джармуш уверял, что «оригинальности не существует» и призывал красть из старого все, что только можно, имея в виду, что из переработанного творчески старого, неизменно прорастает что-то новое, это процесс наподобие духовного ресайклинга. Уфимская художественная галерея «Мирас» в новом году предоставила возможность узреть ростки нового в живописи и графике молодежи и по-новому взглянуть на произведения признанных мастеров «формального» искусства, уже ушедших и ныне здравстувующих.
Радость новой встречи с узнаваемыми «старыми знакомыми» испытываешь, видя малоизвестные полотна наших «мэтров». Крутолобая «Девочка К.» Айрата Терегулова подозрительно косится, навострив упрямые рожки; роскошная «Ню» Расиха Ахметвалиева раскинулась на облачной перине, являя собой нежное сочетание телесного и небесного; веселит сердце бутылочная компания Раиса Гаитова и его красноречивое «Утро»; экспрессивная пластика «Мадонны с младенцем» Наиля Байбурина — словно еще одна веточка его творческого наследия; слоистые заплатки Радика Гарифуллина раскатываются сардоническим смехом; Виталий Николаев цветной глазурью и старой древесной фактурой пробуждает «Этнопамять»; ему вторит Василь Ханнанов, взывая к духам «Тенгри» и давая новую жизнь ковровым лоскутам; стремительно летящий куда-то вдаль «Песенный мотив» исполняет Мидат Мухаметов…
Из творений молодых, а это значительная часть экспозиции, составляется разноплановый образ более поздних поколений, глубоко чувствующих и непосредственных в выражении эмоций и мыслей. Драматичной и тревожной увидел «Нефть как нечто абстрактное» Тимофей Дорофеев, искромсавший «черное золото» на разноцветные куски. У Алии Хансен из-под туч копоти и сажи — черных бездн подсознания? — вырывется светлое облако, как вздох облегчения и символ надежды. «Птичья стая» Артема Новоселова полетом свободного фантома словно подтрунивает над строгостью геометрии наземной жизни. Разные, то веселые, то меланхоличные, то тревожные ассоциации вызывают работы Ольги Галанцевой, Дилары Торик, Ален Савельевой, Галии Байгужиной, Александра Кайдалова. Ольга Цимболенко жонглирует масштабами головокружительных композиций, Нелли Акчурина концентрируется на «Внутренней гармонии» … Но названия картин — всего лишь мимолетные звуки, зритель волен сам давать названия, как и толковать смысл происходящего на картине. Абстрактная живопись — это своего рода медитация и поэтому труднообъяснима на языке расхожих понятий, она перепрыгивает через них, воздействуя сразу на эмоции. Ринат Миннибаев, показавший на этой выставке свои рельефные картины, «слепки» с будущего человечества из серии «Underground», попытался сделать некоторые объяснения своих геоглифических работ, которым, кстати, не подобрано еще определение — графика ли это, живопись или ДПИ?
— Это микс-состояние между арт-объектом, живописью и графикой. Мы замкнуты в плоскости гаджетов, это наш «кризис плоскости». Хочется выйти из него, сделать что-то побольше, пошире и порельефней. Для работы «Бетон» я специально изучал техники в студии «Деруфо» — все эти пластические смеси, шпаклевки декоративного бетона, настоящий слишком тяжел для картин. Играю с пропорциями, фактурой, текстурой, попутно делая «ресайклинг» вторсырья. Тема — андеграунд, как нижний слой нашей жизни. «Урбанис» нашего времени — комфортная среда обитания, ведущая, однако, к самоуничтожению человечества, и от решения этой проблемы зависит всеобщее будущее. Также и «Антропоцен» — человек в центре Вселенной, но и в бездушном лабиринте, в который он себя загнал…
Нечто новое часто создается на стыке искусств. «Микс-состояние» на перформансе «Sinesthesia» представили художница Нелли Акчурина и музыкант Марат Татурас. Это не первое их представление в «Мирасе», и сейчас они выступили в режиме онлайн, что внове для галереи. Сотворчество музыки и абстрактной живописи — театральное действо, импровизация на тему «как звучит цвет, и какие краски у музыки.» В центре огромного холста, зафиксированного на полу, художница плавными, танцующими движениями создавала на глазах у всех абстрактную композицию яркими акриловыми красками, то следуя звукам, то словно подсказывая канву мотива. Звучала диковинная музыка — сплав электроники, современной академической музыки и множества медитативных этнических инструментов — язычковый металлофон, курай и его «братья» каюка и фуяра, гусли, различные перкуссии. Еще были задействованы электроконтрабас, шаманские бубен и «посох дождя», тибетские лепестковые колокольчики из арсенала музыкального коллекционера Альберта Габба, медика по образованию, принимавшего участие в действе. В команде также работали видеомэйкер Рустем Гайсин и фотохудожник Булат Бадамшин. Свой номер ребята собираются повторить в феврале в Казани, в новой национальной библиотеке Татарстана. «В этом триединстве — живая музыка, живая камера и «живая живопись» — всегда экспромт, вызов, некая синхронная спонтанность», — объясняет Татурас. Что ж, галерея «Мирас» всегда за новые начинания, и есть надежда, что и зрители напитаются ворохом свежих впечатлений, а для кого-то это будет стимулом для собственных экспериментов.
Читайте нас в