Все новости
Вернисаж
2 Июля 2021, 23:59

Да притечём и мы ко свету...

Юбилейная выставка живописца, монументалиста, графика, заслуженного художника Республики Башкортостан, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, дипломанта Российской академии художеств и Союза художников России Вакиля Гилемовича Шайхетдинова, посвящённая его 70-летию, прошла в Уфимской художественной галерее. Она стала итогом многолетнего творчества художника.

Да притечём и мы ко свету...
Да притечём и мы ко свету...

Автор — Эльвира Каримова

 

«Сначала макайте кисть в поэзию, потом в музыку, а если ещё желание не пропало – в краску. Это и будет живопись – живое письмо»
Вакиль Шайхетдинов

Юбилейная выставка живописца, монументалиста, графика, заслуженного художника Республики Башкортостан, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, дипломанта Российской академии художеств и Союза художников России Вакиля Гилемовича Шайхетдинова, посвящённая его 70-летию, прошла в Уфимской художественной галерее. Она стала итогом многолетнего творчества художника.

Первая выставка Вакиля Гилемовича как профессионального художника состоялась в 1972 году. А теперь на его счету 38 персональных выставок, участие во многих российских и международных художественных проектах, работа в монументально-декоративном искусстве (90‑метровая флорентийская мозаика в фойе татарского театра «Нур» в Уфе и другие произведения.) Вакиль — поразительно плодотворный художник, и три зала Уфимской художественной галереи едва вместили собрание живописи разных лет, и это далеко не полная коллекция его произведений.
Экспозицию можно условно разделить на три части, ядром которой является серия «духовных» картин по истории религии, расположенная в среднем, «зелёном» зале. Её обрамляет серия светских портретов выдающихся личностей, деятелей культуры и искусства Башкортостана, а также картины на историко-мифологическую тематику и ряд пейзажей нашего края и других замечательных мест.
Тема истории трёх «аврамических» религий, имеющих единые корни, началась для Вакиля в 1996 году, когда он совершил хадж по святым местам ислама. Но интерес к духовному наследию мусульман был заложен с детства: дед по материнской линии, Муллакамал хаджи, был муллой в деревне Большая Устюба Буздякского района (он был репрессирован в сталинские времена). Материалы паломничества по святым местам Королевства Саудовской Аравии стали основой проекта «Икърар», объединяющего картины истории иудаизма, ислама и христианства. Вакиль Гилемович был одним из первых художников, раскрывших эту тему, и эта работа продолжается. Серия духовных картин, рассказывающих о том, что Всевышний един, и главные его постулаты — вера, любовь к ближнему, чистота помыслов, сострадание и духовный рост, получила огромный отклик на экспозиции в 1997 году в Уфе, затем в Казани и в 1998 году в Центральном Доме художника в Москве. Высокую оценку ей дали зрители разных конфессий и национальностей, включая академиков Российской академии художеств Таира Салахова, Эдуарда Дробицкого и Игоря Обросова, а также нашего прославленного Ахмата Лутфуллина, который поддержал художника в его начинании. Благословение на работу в этом направлении дали Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин и главный раввин России Арб Белар Лазар. Экспозиции художников — представителей трёх религий, в том числе В. Шайхетдинова, посещавших святые места, путешествуют по городам как передвижные выставки.
Манера письма — «романтический реализм», или «реализм души», как выразился сам художник, отражает трепетные движения духа, благоговение перед величием многовековой духовной культуры народов, высокие чувства, охватывающие человека перед священными памятниками культуры. Не нарушая запрета Корана на изображение человека и животных, художник сумел передать состояние духовного огня и чистоты, нисходящего на людей, показывая стройность мечетей и священных гор, словно омываемых свежими дождями, огненными всполохами и потоками солнечного света в картинах «Мечеть Гайши», «Хозер», «Видение Мусе (Моисею)», «Зам-Зам», «Явление пророку Мухаммаду на горе Нур», в полиптихе о Каабе и в философско-обобщающей картине «Рождение религий», где изображен символический «алмаз трёх религий». «Архитектура — та же анатомия, — поясняет художник, — чтобы передать строгое совершенство культовой архитектуры, надо внимательно изучать Коран.» Кое-где в полотнах угадываются едва заметные силуэты людей, лишь для того, чтобы передать масштабы небесного и земного, несоизмеримость величия и мощи веры и слабого человека. Картины снабжены историческими справками и краткими легендами, объясняющими многие имена и создающими более полное впечатление реальности. Родным покоем и отдохновением от мирских забот веет от силуэта церкви на улице Тукая, знакомой каждому уфимцу («Жомга на улице Тукая»). Несмотря на размытые очертания, почти реален ангел поста Дудаил на одноимённой картине, осеняющий верующих светлыми крылами.
Портреты реальных, хорошо знакомых нашему зрителю людей — Мустая Карима («Из груди выпускаю птиц»), Рашита Нурмухаметова («Ненаписанная картина»), богослова Шихабетдина Марджани, муфтия Талгата Таджуддина и других замечательных лиц, объединяет общая черта — отсутствие несущественных деталей, предельный лаконизм, сосредоточенность на выразительности образа глубоко чувствующих мыслителей и просветителей. Завершает выставку зал тёплых, душевных пейзажей — «Дом, где я родился», «Последний луч», «Рассвет над Меккой» и др. Таким образом, выставка оставляет впечатление «равноденствия» прошлого и настоящего, взаимопроникновения времён, неподвластной рутине чистоты искренней веры, и представляет особую важность для просвещения молодых. «Он милосерд: он Магомету Открыл сияющий Коран. Да притечём и мы ко свету, И да падёт с очей туман!» (А. С. Пушкин).

 

Читайте нас: