Все новости
Вернисаж
28 Августа 2021, 00:13

Полёт кисти

География выставок изобразительного искусства в последнее время заметно расширилась, и это, пожалуй, можно считать одним из самых прогрессивных трендов культурной жизни города. Судите сами: выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства ныне проводятся не только в галереях и выставочных залах, но и в торговых центрах, библиотеках и даже корпусах некоторых больниц… Потому известие о том, что выставка Альберта Шамилевича Кудаярова (1951–2020), заслуженного художника РБ, педагога высшей категории, являвшегося руководителем арт-студии «АКварель» открылась в Национальном музее Республики Башкортостан, в нашей редакции никого не удивило: всё соответствует новому тренду.

Полёт кисти
Полёт кисти

Автор — Хайдар Кульбарисов

 

В нём есть некий дар писать портреты — это в его добром характере.
Герман Травников, народный художник России

 

География выставок изобразительного искусства в последнее время заметно расширилась, и это, пожалуй, можно считать одним из самых прогрессивных трендов культурной жизни города. Судите сами: выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства ныне проводятся не только в галереях и выставочных залах, но и в торговых центрах, библиотеках и даже корпусах некоторых больниц… Потому известие о том, что выставка Альберта Шамилевича Кудаярова (1951–2020), заслуженного художника РБ, педагога высшей категории, являвшегося руководителем арт-студии «АКварель» открылась в Национальном музее Республики Башкортостан, в нашей редакции никого не удивило: всё соответствует новому тренду.

Рисованием Альберт Кудаяров увлёкся примерно в третьем классе общеобразовательной школы, но тогда он ещё не строил планов относительно своего будущего — не мечтал стать художником и не думал, что акварель станет главной его страстью.
Семья жила трудно, и на Альберта, старшего из сыновей, ложилось много хлопот по хозяйству. Кудаяровы часто переезжали с одного места на другое. Может быть, поэтому жизнь представлялась мальчику чередой меняющихся картинок, а когда отец устроился на работу водителем-дальнобойщиком и начал брать с собой в рейсы сына, к калейдоскопу пейзажей добавились новые впечатления.
В пути они встречали много разных людей, часто ярких, колоритных, выслушивали их рассказы. Впечатления одно за другим укладывались слоями, словно слои лессировок, просвечивая сквозь друг друга, расцветая созвездиями других миров. Явь мерцала богатством красок, а дорога, убегая вдаль, сулила новые встречи и события. Наверное, именно тогда у юного Альберта и пробудился острый интерес к человеческим характерам, к различным типажам. Пройдут годы, и Кудаяров обретёт славу одного из ярких мастеров портрета.
А потом была жизнь, вместившая в себя обучение в Ташкентском художественном училище им. П. П. Бенькова, где он, увы, проучился недолго: пришлось вернуться домой, чтобы помогать семье. После службы в армии устроился на Уфимский моторостроительный завод слесарем-сборщиком и художником-оформителем. В мастерской, предоставленной ему заводом, и начался его путь художника. Именно там были написаны первые портреты друзей и коллег-заводчан (тогда ещё маслом).
В 1977 году Альберт окончил вечернее отделение Детской художественной школы № 1 (ныне — им. А. Кузнецова). С 1979 года начал участвовать в городских, а затем — в республиканских, региональных и всесоюзных выставках. В 1884–1988 годах учился в Уфимском филиале Московского художественно-промышленного училища им. М. И. Калинина по специальности «Лаковая миниатюра и живопись». В 1989–1994 годах, продолжая работать на заводе, преподавал графику и лаковую миниатюрную живопись в стенах родного училища, в 1995–1998‑м работал преподавателем изопредметов в гимназии с эстетическим уклоном № 121 и в негосударственной художественной школе «Восхождение». Важнейшим для Кудаярова-педагога и художника стал 1999 год: он поставил перед собой задачу возродить старейшую в Уфе Народную изостудию им. Г. В. Огородова, созданную в конце 1940‑х годов при Доме культуры им. М. И. Калинина замечательным педагогом Геннадием Васильевичем Огородовым. А, возродив, преподавал в ней до 2001 года, пока в его жизни не появилась изостудия «Многоцветье» Центра детского и юношеского технического творчества «Гефест» Калининского района. Затем была создана ещё одна изостудия: в 2018 году на базе выставочного зала «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова по инициативе и под руководством Кудаярова, тогда уже известного акварелиста, заслуженного художника и отличника образования РБ, начала работать арт-студия «АКварель». Именно поэтому в её названии первые две буквы его: Альберт Кудаяров.
Но не из всякого художника получается хороший педагог. Кудаяров был педагогом от Бога. Прекрасное владение техниками акварели и монотипии, глубокое понимание принципов академического рисунка и композиции позволили ему воспитать и вооружить профессиональными знаниями не одну группу учеников. Да и сам он практически всю жизнь учился: в 2006 году окончил отделение изобразительных искусств Самарского государственного педагогического университета. И где бы ни преподавал, его всегда любили ученики. Ведь он вёл занятия, опираясь на традиции русского реалистического искусства, и умел в каждом ученике разглядеть самобытное дарование. Высоко ценя индивидуальность своих питомцев, помогал им проявить лучшие свои качества, раскрыть свой талант. И сам не забывал о творчестве. Его слова «Педагог должен быть творцом» стали его девизом. Акварельный дебют Кудаярова состоялся в 1998 году — на первой выставке Республиканского проекта «Акварельная весна».
За несколько десятков лет в искусстве он создал множество лирических пейзажей и целую галерею портретов. Характерно, что лиризм его пейзажей не вступает в противоречие с размашистой, подчас экспрессивной манерой письма — напротив, широта мазка только подчёркивает лиризм пейзажного мотива. Это в полной мере относится и к портретам, хотя в них более отчётливо проступают смелая лепка формы, филигранная проработка деталей, работающих на выявление характера модели. Среди героев портретов Кудаярова много художников, что и понятно. Так, портрет графика и живописца Филарета Шагабутдинова отмечен брутальностью духа. Портрет живописца Амира Мазитова — это портрет художника-интеллектуала.
Но есть у Кудаярова и образы людей, далёких от творчества, но отмеченных той же индивидуальностью характеров. К примеру, в образе «Ветерана из Бураева» главным выразительным средством становится «рельефность» лица: обожжённое в смертельных атаках, обветренное на колхозных полях, это лицо воина и труженика. «Портрет отца» — произведение для Кудаярова особое: отец был для него тем человеком, который научил видеть и понимать мир. Мудрые глаза, выразительная лепка лица не оставляют сомнения: перед нами значительный человек.
Образы монотипий Кудаярова, обретая фактуру камня, монументальны и эпичны.
Альберта Шамилевича не стало в 2020 году… Но продолжают жить и работать десятки его учеников, его акварели хранятся во многих музеях страны… А значит, не прерван полёт его кисти, не окончен его диалог с миром, он продолжает делиться с нами своей философией, страстью и помогает нам шествовать по жизни.

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: