Все новости
Вернисаж
27 Сентября 2021, 11:15

МОГУЧЕЕ ДРЕВО «ЭТНО»

В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова – выставка современного искусства «Этно – душа народа».

МОГУЧЕЕ ДРЕВО «ЭТНО»
МОГУЧЕЕ ДРЕВО «ЭТНО»

Автор — Эльвира Каримова

 

В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова – выставка современного искусства «Этно – душа народа».

Международный проект, стартовавший в 2020 году, был запущен по инициативе Виталия Шаповалова, живописца, графика и прикладника из города Межгорье. Виталий Викторович – фигура замечательная и в своём городе, и далеко за его пределами. Член Международной ассоциации педагогов‑художников, заведующий художественным отделением Детской школы искусств № 1, он организовал образцовую школьную галерею «пАРТа», активно приобщая детей к изобразительному искусству; отсюда начинались первые проекты. Как куратор, а также участник экспозиций он не раз выступал в межрегиональных арт-проектах, на симпозиумах и выставках.
Для этого проекта Шаповаловым собраны более 200 работ семидесяти художников — живопись, графика и, конечно, декоративно-прикладное искусство, на которое делался основной акцент. География произведений — чуть не вся Россия от Тюмени до Крыма, и немножко Германии, придающей проекту международный статус. Башкирию представляет Уфа, Стерлитамак, Белорецк, Межгорье, Авзян. Наши уральские соседи выступили мощной когортой — это авторы из Екатеринбурга, Каменск-Уральского, Челябинска, Магнитогорска, Перми и Кургана. Сибирь представлена Тюменью, Стрежевым, Новосибирском. Также участвуют художники из Санкт-Петербурга, Орла, Белгорода, Череповца, Суздали и Республики Крым — из Симферополя и Евпатории. «Галерея смогла вместить лишь часть проекта — 45 художников, наиболее ярко отображающих тему, — рассказывает заведующая выставочным залом «Ижад», член Союза художников России Стелла Юльевна Маркова. — Это известные и молодые художники, демонстрирующие лучшие образцы современного искусства, как традиционного, так и новаторского. Зрители познакомятся с разнообразными стилевыми направлениями и тенденциями в творчестве, а также с приёмами и авторской манерой художников». Первыми проект увидели жители Белорецка, затем он побывал в Сибае и Межгорье.
Этническая культура проявляется и реализуется различными способами, но при любой трактовке подразумевает расширенную группу людей, связанных общей исторической памятью, пространством, традициями, языком. В данном случае это художники самых разных видов искусства, разных техник, но связанные тем, что называется «душой народа». В проекте понятие «этно» берётся в широком смысле. Вот как трактует его Виталий Шаповалов: «Этно — это своеобразный маяк, это наши корни, это генетический код каждого народа, входящего в многонациональное государство. Сейчас как никогда сильно стремление в российском обществе вернуться к своим корням, к своему народу.» Ограничений по видам и жанрам не было. Например, пейзажи — воспоминания детства, что аукаются с памятью предков, какие-то заветные уголки родной природы могут стать частью «этно-души». Проект подвижный, обширный, и в городах, где экспонируются выставки, он «обрастает» новыми участниками. Так, в Уфе к экспонатам присоединились замечательные народные куклы Л. Васильковой, расписные подносы И. Гильманова, орнаментальные и фигуративные панно Л. Гильмановой, ткачество Л. Шагабутдиновой.
Праздничность весёлой ярмарки и глубокая философия, изобилие материалов и жанров, идей и авторских техник — настоящий пир для зрителя. Рассказать о каждом экспонате не представляется возможным, но все они достойны особого рассказа. Художники из Екатеринбурга сильны в декоративно-прикладных жанрах. «Крест процветший» (2020) — панно в технике войлочного валяния, автор О. Севостьянова — пример филигранной работы, фольклорной фантазии и новых возможностей материала. Интересны авторские техники Е. Манеровой, горячий батик на хлопке и авторская печать («Писанка», 2013, триптих «М» из серии «Улыбка летописца»). Панно Г. Храмцовой «В вечность» (2020, смешанная техника) заставляет задуматься о бренности бытия и первобытной красоте графичных лоскутов ткани. Завораживает «Ловец снов» — артобъект Т. Федоровой, (2020, текстиль, стежка) — остроумное изваяние из нитей всех цветов северного сияния. Батики-платки, развешанные на окнах зала, работы Е. Рогозиной («Стихии», 2018, горячий батик) — словно ловцы солнечного света, создают нежные калейдоскопические эффекты. Но не только екатеринбуржцы «шаманствуют» на выставке. Мистическая «Принцесса Атех» (2010), кукла из кожи, замши и дерева предстала в парадном одеянии прекрасной восточной колдуньи. Произведение уфимского графика О. Самосюк, принцесса узорами и символическими деталями словно вторит стилю её автора в печатной графике, историко-мифологическим мотивам её творчества.
Куратор выставки В. Шаповалов представил мифологические космогонии в технике бумаги ручного литья («Пет­роглифы», 2020). Автор демонстрирует широкий творческий потенциал, активно выступает в разных техниках: кроме бумажного литья, экспонируются его пастели, триптих войлочного плетения «Кочевье» (2020) и живописное полотно «Полнолуние» (2020). Все работы свежие по времени и отмечены высоким профессионализмом и философской направленностью. Словно народные напевы звучат акварели (серия «Югорские мотивы»,2017) Е. Литвиненко из Стерлитамака. На полотне новосибирца Э. Логинова нам показаны образы «Верхнего мира 2» (2018, акрил, масло, ткань.) Крымчанка К. Коркишко из Симферополя ярким живописным полотном «Ак-Кая» (2020) принесла немного пьянящего южного солнца, а наша соотечественница И. Гатина-Обрусник, жительница Германии, отобразила фантастическую динамику «Водной стихии» (2017, бумага, акварель) Ироничный «Хоттабыч» на картине Е. Кузьминой (Санкт- Петербург) реалистичен и сказочен одновременно, и рядом дополняющая восточный антураж, сказочной длины милая ковровая дорожка («И ворох нитей тканью стал» (2020), сотканная Г. Мустафиной, известным художником по текстилю и сотрудником «Ижада». И это далеко не все артобъекты, картины, батики и панно, представленные очам завороженного зрителя. Пожелаем проекту, чтобы, как огромное этно-древо, представленное текстилем, куклами, живописью и графикой, а также всеми оригинальными авторскими техниками, он прирастал новыми ветвями, играя новыми цветами, возникающими от наших корней.

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в