Автор — Лидия Григорьева
Входишь в зал Белорецкой картинной галереи – и светлое радостное чувство охватывает тебя, чувствуешь мощную энергетику, исходящую от картин удивительного художника Василия Петровича Федчуна. Сколько в них жизни, позитивных эмоций! Буйные краски золотой осени, летнего раздолья, прозрачных берёзовых рощ, чистейших горных рек и живописных гор… Невероятная красота окружающего мира, перешедшая на полотна художника, не просто покоряет, она заставляет посмотреть вокруг его глазами…
«На волнах памяти» — выставка с таким названием открылась в Белорецкой картинной галерее, её посвятили организаторы 95‑летию одного из ведущих белорецких художников — Федчуна Василия Петровича, творческий расцвет которого пришёлся на 70–90-е годы прошлого века, а жизнь и трудовая деятельность были прочно связаны с Белорецком.
Он приехал в Белорецк из поволжских степей в далёком 1950‑м и остался здесь навсегда, покорённый красотой нашей природы, гостеприимством людей и уютом маленького провинциального городка, вписанного в ландшафт живописных гор и необычайно красивого пруда. И эту безмерную любовь к Белоречью он пронёс через всю жизнь и сохранил её в своих картинах, на которые «откликнулось сердце и душа» белоречан.
В. П. Федчун окончил Саратовское художественное училище (кстати, его учил Панин М. Н., ученик И. Е. Репина), и был убеждён: миссия художника –зажечь благодатный свет в человеческих душах, поэтому много, с упоением и восторженно работал.
Талантливый, интеллектуальный, целеустремлённый и несколько экзальтированный, он сразу обратил на себя внимание творческой интеллигенции, в том числе, художника С. В. Шишкова, который стоял у истоков художественной жизни Белорецка. Легко влившись в творческое сообщество, В. П. Федчун сделает для культуры города невероятно много, оставит свой след на земле и в памяти людей.
Он был разным: доброжелательным и критичным, спокойным и рассудительным, восторженно влюблённым в искусство и часто сомневающимся, но никогда равнодушным к тому, чем занимался, чему посвятил свою жизнь.
Сорок лет художник талантливо совмещал главное дело своей жизни с преподаванием в Белорецком педагогическом училище, снискав любовь и уважение студентов и коллег.
Первые его работы в 50‑е годы — портреты (один из самых сложных жанров искусства), в них он пытается выявить характер человека, выразить его духовный мир. Какие они разные, непохожие один на другой… Многие женские образы захватывают силой чувств, ощущением трогательной нежности и беззащитной хрупкости образов, мужские — силой, твёрдостью характера и мужеством.
Среди портретов последних лет выделяется портрет жены Светланы Петровны, его музы, написанный мастерски, с большой любовью. Это она вдохновляла и поддерживала его все 50 лет. Сколько художников состоялось лишь потому, что у них были жёны, разделявшие их устремления. («Портрет жены», «Мужской портрет», «Портрет хирурга», «Портрет пожилой женщины»).
Образы нашей природы — пейзажи, как и образы людей того времени, написанные им профессионально, искренне и с большим чувством, безошибочно узнаваемы и свежи.
Заворожённый, очарованный пейзажем, он всю жизнь был у него в плену.. Особенно удавались ему пейзажи, передающие сложные состояния природы, где всё строится на тончайших цветовых отношениях. («Набережная зимой», «Солнечный день», «Осень», «Вид с горы Шакша», «У реки», «Сосны»)
К 80–90 годам, обретя собственный стиль, свой особенный голос, он откроет самые простые вещи с неожиданной стороны, что позволит говорить о его яркой индивидуальности. В его живописи, пронизанной любовью к скромному, обычному, повседневному, «звучат» сочные и в то же время деликатные оттенки. Она становится декоративной и пастозной с ярким насыщенным колоритом, звонкими красками, укрупняется формат холста, усложняется композиция, появляется импрессия и лёгкие, воздушные, сочные мазки смело ложатся не только лессировкой, слой на слой, но корпусно, давая объём, перспективу.
Есть у мастера и такие картины, как «Весна на Инзере», «Лето на Южном Урале, «Розовое утро», где художник не ограничивается передачей мгновенного впечатления от природы, а создаёт образ приподнятый, возвышенный, стремится к масштабности, панорамности и устремлённости вверх.
Его полотна декоративны, наполнены энергетикой солнца, неба, земли; полыхают красными, жёлтыми, синими, белыми красками в картинах, посвящённых осени. Осенняя симфония звучит мощно, радостно, впечатляюще, но в каждой его картине, даже осенней, — ощущение, предчувствие весны.
Использование всего многоцветья импрессионистической техники делает картины внутренне праздничными («Уральские дебри», «Верховье реки Белой. Катайка», «Айгир. Малый Инзер», «Уральская осень. Осетровский пруд», «Уральский мотив»).
Яркие и насыщенные цветом пейзажи полны контраста и деталей, которые не мешают при этом им быть живописными и живыми. Невероятная экспрессия, исходящая от полотен, заставляет зрителей надолго останавливаться перед ними, рассматривать их, забывая обо всём. Присутствие тайны в его картинах говорит о большом мастерстве художника.
Излюбленные техники, в которых работает художник, — масло, гуашь, акварель. Его акварельные работы как нельзя лучше передают красоту родных мест и заставляют зрителей задуматься о вечных истинах.
В них тёплая осень, и угрюмый таинственный лес, и непроходимые уральские дебри, и зимние пейзажи с нежной изморозью и солнцем, и скалы, валуны, и горные реки с перекатами… Художник любит рисовать воду с отражением берегов, неба, облаков. Магия воды завораживает, она — живая. Есть нечто неразгаданное, магическое в его картинах, кажется, что присутствует даже звук воды на перекатах, звучит воздух… («Ручей», «Серебристый день», Осень на реке», «Осенние лиственницы», «Осенние краски», «Осень»).
Мощным звучанием отличаются в 80‑е годы индустриальные и архитектурные пейзажи, их многообразие не переставало удивлять. Они естественны, им веришь, сочувствуешь, в них нет повседневности и серости, протокольности и банальности («Улица Точисского», «Город строится», «Новостройки», «БМК. Прокатный цех», «Доменный цех» и « ММК»).
Перед нами сложившийся мастер со своим взглядом на мир, с собственной стилистикой. Посвятивший свою жизнь искусству, в течение жизни он написал сотни картин, несколько книг по методике ИЗО для учителей изобразительного искусства, принимал участие во всех городских, республиканских, союзных выставках. Тесная дружба связывала его с народными художниками СССР и Башкортостана Ахматом Лутфуллиным, Борисом Домашниковым, Рашитом Нурмухаметовым и другими.
Последние годы оказались самыми плодотворными, написаны десятки картин, в 1998 году состоялась последняя персональная выставка «50 творческих лет» — лебединая песня художника. В 1999 художника не стало.
У него не было званий и титулов, он не был оценён по достоинству при жизни, поэтому сейчас, по прошествии двух десятков лет, многие его произведения оказались открытием для зрителей.
Время — лучший судья, только время может рассудить, всё расставить по своим местам… Сквозь призму времени мы можем многое сейчас объяснить, иначе взглянуть на то, как жил, творил, думал, рассуждал.. Его картины — ключ к внутреннему миру, характеру и душевному строю их создателя. Связь времён. Он оказался в первой волне белорецких художников…
«На волнах памяти» — так называется посмертная выставка — большое культурное событие для Белорецка — посвящённая 95-й годовщине со дня рождения художника, художника большого, искреннего, неоднозначного и очень талантливого...
Свою главную задачу, поставленную в начале жизни, он выполнил: зажёг бдагодатный свет в человеческих душах, оставил свой след на земле. Его желание: «Я хочу, чтобы люди любили моё творчество», исполнилось.
Творчество первых белорецких художников (к ним относится и Василий Петрович Федчун) — корни культурной жизни города, и благодарный Белорецк всегда будет помнить и гордиться ими.