Автор — Эльвира Каримова
«У домов, как и у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность»
А. Дюма-отец
«Аксаковская Уфа» — название первой персональной выставки художника Эдуарда Ханнанова, открывшейся в мемориальном доме-музее С. Т. Аксакова. Время и место выбраны очень верно: акварели исторического центра Уфы приобрели особую силу и смысл в стенах этого дома, во втором этаже с балконом, в золотом, слегка печальном ореоле осени.
С недавних пор в соцсетях стали появляться акварели серии «Моя Уфа», всякий раз являясь приятным сюрпризом для жителей Уфы и не-уфимцев. Имя автора — Эдуард Ханнанов — было почти неизвестно широкой публике, и многие задавались вопросом, кто этот чуткий и таинственный художник. Акварели датировались в основном 2020-2021-м годами, но изображённые на них здания, многих из которых уж нет, а другие под угрозой сноса, предстали в своем первозданном виде, узнаваемые и достоверные, начиная от их «бывшего» цвета стен и крыш и до щербин в заборе, с деревьями, некогда росшими рядом. Улочки безлюдны, вне времени. Примет современной урбанистической мысли не наблюдается.
Наконец на открытии выставки загадка разрешилась, мы увидели самого автора. Черниковский парень, Эдуард по окончании школы искусств на Нежинской (препопадатель Л. И. Пегова) продолжил учебу в Уфимском училище искусств, а затем — на художественно-графическом факультете БГПИ (1990–1995 гг.). Уфа аксаковская — каменно-деревянная, уютная, тенистая — еще не спешила уходить. Студенты всех художественных заведений постоянно ходили на пленэры, рисовали и писали деревянные дворики, аллеи, парк, виды на реку Белую. Но полного, профессионального «коллекционного» собрания видов исторической Уфы, кажется, пока не было. Пейзажи интересны и близки и «закордонным» уфимцам, и тем, кто никогда не видел город, так типичны и трогательны его образы и лица в антураже разных времен года.
Много лет проработав в дизайне, полиграфии, рекламе и даже в мультипликации, только недавно Эдуард полностью посвятил себя акварели, следуя благородной цели — воскресить, воссоздать, напомнить, сохранить. По словам художника, это одна из самых больных тем — старый город исчезает на наших глазах с ужасающей скоростью и хочется запечатлеть как можно больше. «Я рисую на дорогой хлопковой бумаге, и акварель как техника дает мне всего один шанс. Иногда делаю авторские повторы, сверяюсь с фотографиями, дополняю серию, ведь многие пейзажи «Моей Уфы» уже разлетелись по свету». «Остались еще незапечатленные заветные уголки?» — «Конечно, и очень много. Работа продолжается!»