Все новости
Вернисаж
26 Ноября 2021, 18:13

Единство разнообразия

Житейский опыт говорит о том, что жизнь часто сводит друг с другом и объединяет общими проектами людей совершенно разных, но в чём-то друг другу созвучных. В начале ноября нынешнего года в Уфимской художественной галерее открылась очередная экспозиция творческого объединения, в которое входят Владимир Лобанов, Айрат Терегулов, Николай Марочкин, Фирдант Нуриахметов-Салиравия и Ринат Миннебаев. Выставка получила название «Стратиграфия».

Единство разнообразия
Единство разнообразия

Автор — Хайдар Кульбарисов

 

Свобода – это право на разнообразие; она заведомо предполагает множественность и потому дробит абсолют, распыляет его глыбу в рой истин.
Эмиль Чоран

Житейский опыт говорит о том, что жизнь часто сводит друг с другом и объединяет общими проектами людей совершенно разных, но в чём-то друг другу созвучных. В начале ноября нынешнего года в Уфимской художественной галерее открылась очередная экспозиция творческого объединения, в которое входят Владимир Лобанов, Айрат Терегулов, Николай Марочкин, Фирдант Нуриахметов-Салиравия и Ринат Миннебаев. Выставка получила название «Стратиграфия».

Стратиграфия — ёмкий научный термин (стратос — слой, графо — рисую) из области геологии, археологии. Название «Стратиграфия» — условность, хотя, можно заметить, темы археологии, геологии не чужды художникам. Науки о Земле затрагивают вопросы, касающиеся пространства, времени и чего-то вневременного, к чему имеет отношение искусство. Фоном для плаката выставки «Стратиграфия» стали слои тортов.
Творческое товарищество не имеет никакой общей программы. Участники группы не обременены некой миссией и вообще не расположены говорить о себе на полном серьёзе: самоирония — отличительная черта всех членов группы, то, что помогает нашим героям понимать друг друга и самих себя, находить общую интонацию. Словом, придётся признать, что объединяющих коллектив черт не так много. Но их и не требуется: художники, как и звери, чуют своих по одним им известным приметам.
В арсенале опытного графика Айрата Терегулова, в последнее время работающего живописными материалами, помимо цвета всегда имеется выразительная линия, дробный ритм пятен, россыпи фактур. Кажется, что цвету становится тесно в рамках фигуративных композиций, поэтому цвет, преодолевая границы контура, вырывается на волю потоком чистой экспрессии или абстракции. Теперь работы Терегулова выглядят немного бунтарскими, чуть агрессивными, при этом темы работ могут быть вполне мирными.
Вы когда-нибудь в жизни встречали горных зайцев? осмелюсь предположить, что нет, и вам, конечно же, очень сложно представить, в чём может состоять счастье горного зайца. Это знают только птица счастья и Айрат Терегулов. Ведь это он изобрёл эту субкультуру, придумал сказку «Птица счастья и горные зайцы» и приправил её долей абсурда, того абсурда, который является мощнейшим пластом нашего бытия.
Работы разных лет скульптора Владимира Лобанова «Окно, лестница и крест» и «ПроНазарова», посвященые выдающемуся мастеру, художнику Михаилу Алексеевичу Назарову, без труда укладываются в тему стратиграфии. «Окно, лестница и крест» словно декларирует, что всё сущее и явное на земле многослойно: слова многозначны, каждый текст содержит подтекст, всякое окно несёт свой крест, и любая лестница походит на ступени на эшафот. Ритмическая композиция «ПроНазарова» выполнена из деревянных рам, подрамников, макетов. В ней угадывается и взмах крыльев диковинного летательного аппарата, и десятки ненаписанных холстов, и грохот эпохи, выпавшей на долю Михаила Назарова. Возможно, скульптор не имел в виду ничего драматичного, но я увидел, то, что увидел. Это моё зрительское право.
Кудесник фотографии Николай Марочкин раскладывает на слои само время: добывает неведомо как и где сохранившиеся артефакты ушедшей эпохи, в которой даже люди подобны драгоценным музейным экспонатам — колхозники, металлоконструкции, «Старая стела», храм, мерцающий в низине. Всё это памятники минувшей эпохи, узелки нашей памяти. Время у Николая фактурно, шершаво на ощупь, прикрыто вуалью тёплой грусти. Этого эффекта ему помогает добиться использование редкой техники Vandyke brown и печать на акварельной бумаге.
Николай Марочкин часто делает портреты художников потому, что ценит в человеке личность и любит работать с выразительными характерами (портреты художников С. Маджара, Ю. Уждавини, Е. Винокурова, фотографа Г. Доллхопфа (Германия), скульптора Ф. Салиравия (Нуриахметова).
Сегодня фотографы не лишены искушения уйти в «злободневность», запереться в рамках репортажа. Марочкину же, много лет проработавшему фотокорреспондентом Агентства Фото ИТАР-ТАСС, удаётся работать над галереями характеров, размышлять о пространстве и времени.
Рината Миннебаева тема экологии волновала всегда, но теперь она звучит более драматично и решается метафорично. К ПВХ, бетону, венецианской штукатурке он обратился впервые, и выросли всамделишные каменные джунгли (работа «Сити»). Блоки кварталов издалека напоминают цифровую картинку, разбитую на пиксели. Такова эстетика сегодняшнего времени. А если смотреть сбоку, работы Рината кажутся литерами типографского шрифта, словно идёт набор статьи о чём-то очень важном.
Среди условий формирования этноса Лев Гумилёв называет «кормящий ландшафт». Ринат Миннебаев эту мысль трактует буквально, превращая гору Шихан в диптихе «Плоть. Гора Шихан» в подобие женской груди. Эта земля вскормила нас, а теперь взывает о помощи.
Фирдант Нуриахметов‑Салиравия — мастер скульптуры. Его отличают виртуозное владение разными материалами и инструментами (от резцов до сварочного аппарата), умение точно решать пространственные задачи.
Сейчас Нуриахметов‑Салиравия занимается серией работ, связанных со своей исторической памятью. Он родился в рабочем посёлке Караяр Караидельского района Башкирии, где Фирдант работал на лесосплаве, будучи ещё ребенком. Детские впечатления постепенно оформились в объекты из дерева, такие как работа «Пересечение в пространстве». И не так важно, что и с чем пересеклось когда-то. Может быть, река со своим притоком, может быть, гудящие провода или верёвки, обвивающие брёвна, а может быть, в какой-то момент пересеклись мнения сплавщиков. Так или иначе, объект «Пересечение в пространстве» явно мнит себя мачтой корвета. Всё логично, о чём ещё мечтать мальчишке, когда вокруг плеск и бликование воды, густой запах древесной смолы корабельных сосен? Удачного плавания и судьбоносных творческих пересечений, капитан Салиравия!
Поговорив о слоях и пластах, главным образом касающихся искусства, не будем забывать о том, что выставку «Стратиграфия», посетят сотни зрителей. Их мнения, можно не сомневаться, разделятся на множество воззрений, и количество слоёв, содержащих суждения, визуальные потрясения, восхищение и недоумение, киловатты электричества и нервной энергии, возрастёт кратно.

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: