Все новости
Вернисаж
29 Ноября 2021, 14:41

«КАК В ПОРУ БЕССМЕРТНОЙ ВЕСНЫ»

В арт-галерее «Россия — моя история» на ВДНХ состоялась юбилейная выставка к 70‑летию художника, поэта, иконописца Евгения Николаевича Малютина. Она явилась итогом 50‑летнего творчества самобытного мастера, отобразив все этапы его творчества. Представлено 40 живописных работ, 20 икон и 12 свитков. Куратором выставок выступает его дочь Рената, которой он сам организовал когда-то первую экспозицию — ей было тогда всего шесть лет.

«КАК В ПОРУ БЕССМЕРТНОЙ ВЕСНЫ»
«КАК В ПОРУ БЕССМЕРТНОЙ ВЕСНЫ»

Автор — Эльвира Каримова

 

«Он произвел вас при жизни в святые!»
И. Бабель, «Пан Аполек»

В арт-галерее «Россия — моя история» на ВДНХ состоялась юбилейная выставка к 70‑летию художника, поэта, иконописца Евгения Николаевича Малютина. Она явилась итогом 50‑летнего творчества самобытного мастера, отобразив все этапы его творчества. Представлено 40 живописных работ, 20 икон и 12 свитков. Куратором выставок выступает его дочь Рената, которой он сам организовал когда-то первую экспозицию — ей было тогда всего шесть лет.
Пятивековая история развития русской живописи двигалась от иконы к авангарду. Генезис художника Евгения Малютина совершался от авангарда к иконе. Затем, в зрелом возрасте, он старался соединить эти два направления. Промежуточным звеном стали свитки — жанр, пришедший с Востока и полюбившийся Евгению за то, что в картину — на шелке, на холсте, на бумаге можно было включать поэтические строки, иногда акростих. Поэзия смолоду рвалась наружу, как и жажда изобразительного творчества, выражая главную идею художника — посредством красоты спасти мир.
Уже в первых портретах молодого Евгения была видна потаенная жизнь персонажа — то, что Кандинский в свое время называл «внутренней сущностью, тайной душой». То были портреты, близкие по стилю к русскому авангарду; он пробовал себя и в реализме, пуантилизме и кубизме. Перелом произошел в начале 2000-х. Работа сторожем и реставратором в храме Кирилла и Мефодия, духовные поиски ответов на «вечные вопросы» привели его к убеждению, что «если нет Бога, нет и смысла жизни». В 2002 году он поступил в Уфимский филиал православного Свято-Тихоновского университета, более 20 лет писал и реставрировал иконы (все отвечают канонам и освящены). Параллельно писал иконы всему своему ближнему окружению — без денег, «во славу Божию». Водившая его рукой «божия премудрость» делала лики похожими на реальных людей, а в светских портретах появились иконописные черты. «Я встаю на рассвете, На закате ложусь, На Тебя на портрете Снова Богу молюсь» (стих. Е. Малютина, 2017.) У иконы Евгений учился символике цвета и формы. (Именно высочайший художественно-эстетический уровень иконописи, отношение к цвету, свету, простым формам привлекли к ней когда-то внимание Матисса, а затем русских и западных авангардистов). Интересно, что в живописи дочери преобладают те же три основных цвета, что и в его палитре, хотя ее стиль работ совсем другой. Значимым этапом творчества для обоих, «потрясающим опытом» стала работа при монастыре в селе Калтыманово, где отец и дочь вместе расписывали иконостас храма Николая Чудотворца.
В картинах последних лет — осмысление библейских истин, видения конца времен и божье спасение — «Гимн заходящего солнца» (2014), «Древо жизни» (2020–21), в них автор обобщает многолетний опыт. «Путешествие в вечность», диалог с ней продолжаются.
«Да, друг мой, жизнь — восхождение в гору, А чем выше, тем и труднее… О! Все небо в награду!» («ДАО», стих. Е. Малютина)

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: