Все новости
Вернисаж
29 Ноября 2021, 14:35

ПУЛЬС ЗЕМЛИ

«Во всем я вижу жизни свет… и цвет…» – так назвал свою персональную выставку живописи и графики Вадим Асадович Абдуллаев из Стерлитамака. Она состоялась в двух выставочных залах дома купца Чижова (Национальная библиотека им. А.-З. Валиди), включает 60 работ и для многих явилась открытием нового таланта, а для кого-то – встречей со старым добрым знакомым, с которым давненько не виделись.  

ПУЛЬС ЗЕМЛИ
ПУЛЬС ЗЕМЛИ

Автор — Эльвира Каримова

 

Умелому везде место
Азербайджанская поговорка

«Во всем я вижу жизни свет… и цвет…» – так назвал свою персональную выставку живописи и графики Вадим Асадович Абдуллаев из Стерлитамака. Она состоялась в двух выставочных залах дома купца Чижова (Национальная библиотека им. А.-З. Валиди), включает 60 работ и для многих явилась открытием нового таланта, а для кого-то – встречей со старым добрым знакомым, с которым давненько не виделись.

Вадим Абдуллаев родился на берегу Каспия, в субтропической Ленкорани, на границе с Ираном. В детстве жил в Новосибирске у бабушки, где много рисовал. Серьезное художественное обучение начинал в Карачаево‑Черкесии на подготовительном отделении худграфа, продолжил его на худграфе пединститута в Уфе, а последние 35 лет живет и работает в Стерлитамакском районе, в селе Наумовка. Такая широкая география, воздействие разных стихий, традиций, особенности природы не могли не отразиться на его творческом видении, на внутреннем мире его личности. Яркие краски юга и могучая красота Сибири, богатство природы Башкирии и впечатления от поездок по России — все отложилось в произведениях, подобно тому, как в земной коре откладываются многочисленные культурные слои, вместе составляющие единую плоть планеты, нашей прекрасной и многострадальной матери.
Тема «культурных слоев» земли «прорезает» все его творчество в прямом и в переносном смысле — от реалистично написанных пейзажей с оврагами («Окраина села Дуван»,1995; «Раны земли», 2000, другие работы) до глубоких философских обобщений, таких как в картинах «У истоков» (2010), «Рождение горы» (2017), где срезы слоев земли стали самостоятельным авторским символом. Желание проникнуть в глубинную суть вещей, «в глубь горы», узнать тайны истории и культуры народов, нащупать, почувствовать пульс Земли (а ученые еще в 60-х годах выяснили, что у нашей планеты, как у любого живого организма, он действительно есть) — это характерное свойство неравнодушного художника. «Мотив с композиционным развитием в глубину и с четким делением на пространственные зоны» — так определила его живопись искусствовед С. Игнатенко, отмечая его умение «очищать полюбившийся мотив от многочисленных деталей, использовать выразительную силу превалирующего в натурном мотиве цвета или тона, наполнять им простую, но монументальную форму…»
«Пульс Земли» (2019) — картина-символ. В теплокровных, пульсирующих красной линией разломах слоев почвы автору видятся вереницы образов. Они нередко переходят из картины в картину. Это и терракотовые сосуды, и силуэты людей и животных прошлых эпох, это и слезы земли, как на полотне «Сибайский карьер» (2019), это тени эпических событий, древние орнаменты и родовые «тамга», как в «Рождении горы» и «У истоков». Природа у Абдуллаева всегда оживлена настроением — и осенние деревенские скирды, и башкирские реки Куганак, Тор, Зилаир, Ашкадар, и марины Каспия. пейзажи полны лирики, напевности и одновременно непреходящей тревоги за будущее Земли. Иногда звучит пронзительная печаль — как в прозрачном осеннем пейзаже с Нижегородской (Крестовоздвиженской) церковью Уфы (1998). Форма круга — еще один любимый символ Вадима Абдуллаева, волнующий его своей многозначностью. «Всё возвращается на круги своя». В круг вписаны тайные знаки и древние письмена на картинах «Знаки прошлого» (2006),«Рождение (1)» и «Рождение (2)» (2019), «Аркаим» (2020).
Значимым этапом творчества Абдуллаева стала ручная роспись мечети Бибинур в 2019 году в Стерлитамакском районе. Над ней Вадим Асадович работал более восеми месяцев, все делал сам — от эскизов, узоров витражей до росписи стен и плафона, над которым работал полтора месяца. Филигранность и богатство восточных духовных орнаментов — результат глубокого изучения стилистики и каллиграфии, скрупулезного, кропотливого труда и вдохновения. «Иногда вставал среди ночи, шел в мечеть писать… Я человек не слишком религиозный, но тут какая-то высшая сила явно помогала. Когда закончил, сам не поверил своим глазам — неужели это все сделал я?» — рассказывает художник. Роспись получилась воздушно-легкая, нарядная, оставляющая радостное впечатление праздника и выглядит удивительно современно.
Главным делом жизни художника наряду с живописью и графикой стала школа, детская школа искусств в селе Наумовка, созданная им в 1986 году, а к нынешнему времени имеющая три филиала в Стерлитамакском районе. Говоря о школе, да и о жизни вообще, нельзя не упомянуть супругу художника, Анну Григорьевну, его музу, без которой он, по его собственному убеждению, не состоялся бы как художник и личность. Ее портрет представлен на этой выставке в серии графических портретов, которые отличаются легкостью линий и тонким психологизмом («Портрет жены», «Аксакал», «Марьям-апа» и др.) Они познакомились в студенческие годы в Уфе и идут по жизни вместе уже 45 лет. Филолог, поэтесса и рукодельница, человек тонкой души, она всегда рядом — поддержка и соавтор всех начинаний. Вместе основали детскую школу искусств в Ленкорани, на родине Вадима в 1982 году, которая существует там до сих пор; вместе создали и развивали школу искусств в Наумовке. Анна Григорьевна много лет вела декоративно-прикладное искусство, будучи большой мастерицей в вязании, вышивке и работе по бисеру; песни на ее стихи исполняются в школе, ставшей любимым детищем супругов. Благородную и нелегкую профессию «земского учителя» (педагогический стаж Абдуллаева — более 30 лет) трудно, наверное, совмещать с собственным изобразительным творчеством, но Вадим Асадович успевает все. В одной из последних живописных работ «Торатау» (2020) насыщенной и одновременно нежной по цвету, словно звучит гимн торжества красоты и мудрости земли, давно ставшей родной, и слышится хрупкое биение сердца всей нашей планеты. Эта чуткость ко всему живому, умение «во всем видеть цвет и свет» — достойная всемерного уважения черта этого художника.

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в