Автор —Хайдар Кульбарисов
В первой декаде декабря в Уфимской художественной галерее открылась юбилейная выставка живописи и графики Георгия Прокшина (художнику исполнилось 75 лет). Зрители, посетившие экспозицию, убедились в том, что художник работает практически во всех жанрах и владеет разнообразными техниками, включая авторские.
Его родители были филологами: мама преподавала русский язык и литературу в школе, отец был профессором, заведующим кафедрой на филологическом факультете Башгосуниверситета. Не сложно догадаться, что в доме была солидная библиотека, и Георгий, ещё в детстве пристрастился к чтению. Может быть, поэтому, каждая из его работ походит на рассказ или небольшую повесть. У него есть генеральная идея, главные и второстепенные герои, зримо развивается сюжет, читается подтекст. Словом, сперва замысел вызревает в голове, а когда он вызрел, написать холст уже дело техники, благо с техникой у Георгия Валериановича всё в полном порядке: серьёзное образование, полученное им в художественной школе при институте им. В. И. Сурикова и в Строгановском высшем художественно-промышленном училище, позволяет ему легко решать любые технические задачи.
Любопытно, что Георгий Прокшин, которого зритель знает как тонкого лиричного живописца, в Союз художников вступил как плакатист. Он и сегодня продолжает заниматься коллажем и говорит, что коллаж раскрепощает его композиционно, иногда подсказывая неожиданные решения. Так бывает нередко — графика даёт импульс развитию живописного таланта и наоборот.
Любимые жанры Георгия Валериановича — портрет и пейзаж, а натюрморт он называет своим увлечением. При этом он не считает натюрморт легкомысленным жанром, умудряясь и в нём добиться глубины, выразить свою гражданскую позицию. В работе «Погибшим от насилия» центр композиции удерживается экспрессивной пластикой копии одноименного памятника работы Сидура, горящая свеча придаёт холсту звучание реквиема, раскинувшиеся ветви физалиса с багряными коробочками создают подобие рамки внутри работы, собирают композицию и задают ей напряженно-драматический пафос. Портрет А. И. Солженицина, всё творчество которого посвящено невинно загубленным душам, в правом верхнем углу — своего рода разгадка работы и последний штрих.
На столе в вазе раскинулся пышный букет белоснежного бульденежа. Его роскошество подчеркнуто скромностью одуванчиков, выглядывающих из простенького стакана. Ветви бульденежа раскинуты в стороны, подобно крыльям. Эта мысль подтверждается, когда зритель видит за букетом репродукцию картины Врубеля «Царевна-лебедь». Изображение внутри изображения — один из «фирменных» прокшинских приёмов. Он позволяет создавать подтексты и умещать в формате множество смыслов.
В пейзаже Георгий Прокшин отдаёт предпочтение узнаваемым уфимским видам. «Сад Салавата Юлаева», «Мост» через Белую, «Пейзаж с мечетью», серия «Уфимский календарь»… Выходя на пленэр, художник не стремится к точности деталей. Он ставит перед собой задачу передать характер, дух города, запечатлеть его уездную стать. Прокшин любит Уфу любого времени года, но особенно привечает зимнюю с заснеженными покатыми склонами, с пучками печного дыма, на которых будто подвешены коробки домов. Зимний пленэр — это почти экстрим, но Прокшин мороза не боится: у него есть полный комплект экипировки для любого холода. А я, по правде говоря, полагаю, что Георгий Валерианович попросту не может замёрзнуть: есть в нём самом некий внутренний генератор тепла, персональная солнечность видна даже в облике его — и в рыжей бороде, и в сияющих глазах, и в манере говорить.
В серии «Храм Рождества Богородицы» объект запечатлён на нескольких холстах с различных точек. Есть задумка изобразить внутреннее убранство храма, другими словами, его интерьер. Это будет уже не серия картин, а своего рода архитектурная визуализация.
Работая над коллажами, Прокшин часто экспериментирует: не боится пробовать свежие техники, постоянно ищет новый изобразительный язык. Его работа, посвященная С. Т. Аксакову, — тоже дань уважения своему городу. Она динамична, и её графика выразительна.
С момента открытия выставки Георгия Прокшина посетители Уфимской художественной галереи находятся под гипнозом цветных и черно-белых повествований, вдумчивых, неспешных, но неизменно теплых, излучающих свет любви и той доброжелательности, которая по-другому называется мудростью.
Подводя итог нашему репортажу, хочется пожелать юбиляру здоровья, творческого долголетия и высказать надежду на то, что в обозримом будущем им будут созданы новые работы, посвященные Уфе.