Все новости
Вернисаж
8 Января 2022, 21:32

ЖИЗНЬ В ДВИЖЕНИИ

В картинной галерее Башкирского государственного театра оперы и балета состоялась персональная выставка уникальной графики заслуженного работника культуры Башкортостана, члена Международного союза педагогов‑художников, преподавателя детской художественной школы № 1 им. А. А. Кузнецова г. Уфы Юрия Николаевича Григорьева. «Движение и время» — таково её название, отражающее разные этапы творчества самого художника и исторические периоды жизни России с её военными и мирными событиями.

ЖИЗНЬ В ДВИЖЕНИИ
ЖИЗНЬ В ДВИЖЕНИИ

Автор — Эльвира Каримова

 

«Крылья – это родная почва и жизнь»
М. А. Врубель

В картинной галерее Башкирского государственного театра оперы и балета состоялась персональная выставка уникальной графики заслуженного работника культуры Башкортостана, члена Международного союза педагогов‑художников, преподавателя детской художественной школы № 1 им. А. А. Кузнецова г. Уфы Юрия Николаевича Григорьева. «Движение и время» — таково её название, отражающее разные этапы творчества самого художника и исторические периоды жизни России с её военными и мирными событиями.

В те волнующие минуты, когда театралы в приподнятом настроении и в ожидании третьего звонка готовятся к свиданию с прекрасным, прохаживаясь по сияющим залам фойе, в картинной галерее театра совершается свое действо, по эмоциям и динамике почти не уступающее балету и опере. И хотя «Движение и жизнь» происходят лишь на бумаге, но волна экспрессии словно подхватывает и усиливает возвышенные чувства зрителей. Экспозиция уникальной графики Юрия Григорьева (карандаш, акварель, гуашь), приуроченная к 70‑летию автора, — это звуки боевого горна и конский топот, завихрения народного гуляния и берущие за душу звуки курая в чутком молчании вечной природы. Это многоцветные восточные мотивы путешествий Синдбада-морехода и вибрации сакральных камней Иремеля; это пронзительные строчки военных песен и раскаты летней грозы над рекой Белой.
Лишь малые крупицы его творчества, около 20 рисунков‑картин, тематически собранных в серии и триптихи, поместились в галерее театра, но и они дают представление о вехах 45‑летней деятельности художника и педагога. «Движение и жизнь» — это девиз творческой группы « Арт-товарищ», созданной Григорьевым и объединяющей множество педагогов‑художников, которых он уже более 20 лет собирает на всероссийские пленэры. К слову, этим летом намечается большая выставка педагогов‑художников в Белорецкой картинной галерее, которая за эти годы заслужила любовь не только окрестных и уфимских мастеров и любителей искусства, но и художников со всей России. По мотивам пленэров и созданы многие работы самого Юрия, и разнообразие персонажей и сюжетов говорит о богатстве и талантах нашего края. Но любимая тема — военная, и ей он остается верен на протяжении десятилетий, как солдат, присягнувший на службу Родине.
О своих родителях, прошедших войну и поднимавших затем страну из разрухи, он пишет размашистым почерком прямо на листах триптиха военной серии последних лет «За родину, за Сталина!» (2020):
«Моя мама Ева Михайловна партизанила на Украине, выполняла боевые задания. Была в плену, бежала. Спасла одиннадцать еврейских детей от конц­лагерей. «Почестей мы не просили, не ждали наград за дела». «Мой отец, Николай Давыдович, артиллерийский разведчик. Освобождал Варшаву, Прагу, Будапешт, Вену. На Западной Украине громил остатки фашистского отребья, бендеровские банды. «Нам общая слава России солдатской наградой была». Одной из функций своего искусства Юрий Николаевич считает воспитание патриотизма в молодом поколении, того чувства любви к Родине, которое сидит у него глубоко внутри и «без которого человек не сможет найти себя, найти свою Душу», по словам художника Мартироса Сарьяна. Патриотическое чувство звучит и в триптихе « Первая автономная республика» (2018). «Картина в картине» с пожелтевшими фотокарточками известных людей — героев республики, в которых узнаются и Шаймуратов‑генерал, и Баим Мурзин, и Мустай Карим, и многие другие личности, полустертые, суровые, многие из которых теперь почти забытые или совсем не знаемые соплеменниками. Вокруг неподвижных «фотографий» также присутствует движение — светлым рефреном их окружает стая белых журавлей, символ памяти тех великих лет. Тема общего патриотического чувства — в работах, посвященных Отечественной войне 1812 года, где в свойственной художнику максимально плотной, символически закругленной композиции «смешались в кучу кони, люди», и русский солдат поднимает чарку дружбы со своим башкирским соратником — «северным амуром» (триптих «За Родину свою постоим», 2012).
В картинах мирного времени — «Сабантуй», « Масленица», нарисованных любимыми с детства цветными карандашами, — тот же вихрь безудержного движения, единый порыв размашистого штриха и цвета, задорный юмор и мягкий гротеск. «Люблю карандаш, пастель, тушь, гуашь — за размах, неповторимый нажим руки, напряжение, возможность обобщения и цельность. Я человек эмоциональный, размашистый в любой технике. Не боюсь смешивать техники, всё время ищу», — поясняет художник. Однако есть и статичные работы, пронизанные мягким светом и лиризмом — акварельный натюрморт «Луч заходящего солнца» (2018), выразительный и монументальный карандашный портрет «Мастерица из Зуяково» (2010). Наряду с реалистическими работами мощными музыкальными аккордами звучат решенные в более абстрактном ключе «Гроза над Белой» (гуашь, 2010) и серия акварельных пейзажей, нарисованных в разное время в пленэрных поездках («На Инзере», «Иремель», «Аркаим»).
Точный рисунок и сложная многоплановая композиция, темпераментный, неистовый штрих и такт в обращении с цветом и тоном — все работы сливаются в подобие единой патетической симфонии. И в каждой из них звучит Родина — для Юрия Григорьева это живой организм, дышащий и находящийся в постоянном движении, та вечная тема, служению которой он, как и его родители, посвятил свою жизнь.

ЖИЗНЬ В ДВИЖЕНИИ
ЖИЗНЬ В ДВИЖЕНИИ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: