Автор — Эльвира Каримова
«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Леонардо да Винчи
«ЖЁСТКАЯ ВОДА» – уфимская часть масштабного международного проекта «Птицы и велосипеды». Каждый художник так или иначе приближается к теме воды, проецируя свои мысли и тревоги по поводу чистоты окружающего мира, духовной свободы. Художники современного искусства Уфы представили в арт-галерее «Мирас» свои рефлексии и сюжеты, связанные с водой – символом жизни на Земле. Кроме них в проекте приняли участие авторы из Петербурга, Петрозаводска и Польши.
Тема воды как первоосновы жизни имеет особое значение для уфимцев не только в силу геофизической специфики нашего региона, где природная жёсткость влияет на здоровье жителей. Ещё не забылась экологическая «фенольная» катастрофа 1990 года, когда уфимцы оказались в крайне жёсткой ситуации. Вода, несущая жизнь и разрушение, — один из главных символов всех культур с сотворения мира, мощный архетип. Метафора также и в том, что творчество, как и вода, может принимать различные формы, и достаточно жёсткие, что характерно для представителей современного искусства.
РИНАТ МИННЕБАЕВ, обладающий обостренным «глобальным» зрением, продолжает свою главную тему экологии и ресайклинга. На рельефных картинах в авторской технике бумажного литья — не только обезвоженная Земля с горных высот и мрачные геоглифические знамения на ней, но и образы подземных древних останков цивилизации (крылья птиц, скелеты рыб). В этих убедительных изображениях прошлого-будущего с высоты птичьего полета — и натурализм Миннебаева, и его космогоническая любовь к нашей планете.
АЛЕКСАНДР СОБОЛЕВ и АЗАТ ГАЛИЕВ — основатели «Кафедры психофизики», представили «лабораторные работы» на тему «воздействия и измерения стихий». «Что следует знать? Что жизнь зародилась в воде, и всё, что в ней когда-либо было, растворено, обязательно окажется в нас. Мы заложники воды». Изобразительный язык «Кафедры» ностальгически-детский, на уровне памяти и чувств, он словно предлагает иную суть привычных вещей. Это и метаморфозы линий на медной фольге, и странный «Анематор крыльчатый» для измерения ветра, и загадочный артобъект «Хрупкое боится влаги».
БУЛАТ БАДАМШИН. Красноречивые и в то же время скупые на эмоции фотографии — его иллюстрации темы «жесткой воды». Набережная Белой, закованная в бетон, с угрожающими черными облаками, нависшими над любимой рекой, символичные кадры опасности, грозящей городу.
ТИМОФЕЙ ДОРОФЕЕВ объяснил свою картину цитатой: «Вода — жизнь. Какая жизнь, такая и вода.» Абстрактное полотно «Странные свойства воды» (2021) — торжество голубых лоскутов и осколков, волна мощного движения, закружившая свободную стихию, кристально-чистую, несмотря на вредные примеси. Вода, словно птица, пытается вырваться из смертельных ядовитых оков.
АЛИЯ ХАНСЕН представила инсталляцию «Всюду жизнь», где использованы театральные принципы интерактивности. Она решила композицию в двух плоскостях: горизонталь стены и вертикаль, уходящая в глубину. На «сцене» — колодец, вокруг земля, которую мы безжалостно топчем в своей бесконечной суете — об этом говорит видеоряд сверху. Колодец, как портал тишины и чистоты, а также источник воды жизни. «Остановись, послушай, присмотрись!». Идею также дополняет абстрактное полотно «Симфония».
НЕЛЛИ АКЧУРИНА в артобъекте «Капля» показывает уникальность внутреннего мира человека на примере водяной капли, вбирающей на своем пути множество различных веществ, в том числе и Любовь. «В чем счастье капли? Найти путь к Океану, после преобразований встретиться с мечтой, с любовью, которая навсегда. Цель человека — и в самой жёсткой воде не потерять мягкость, чуткость души.» Нелли и ижевский концептуалист Жон-Жон Сандыр показали на открытии выставки в «Мирасе» удивительный медитативный и в то же время «жёсткий» перформанс с ледяной водой.
У ОЛЬГИ ЦИМБАЛЕНКО тема «вылилась» в наблюдения за различными состояниями воды в нашей жизни, зафиксированные в живописных работах («Бассейн «Юность», «Вода и полиэтилен») и в артобъектах «Башкирское море» и «Электричество в воде». Первый объект — фантазии на тему далёкого прошлого, когда шиханы были морским дном, а второй — своеобразное воплощение удивительных качеств воды в дожде.
АЗАТ БАСЫРОВ в панно «Фенол» выразил свою тревогу за нашу среду обитания — в виде волчьего оскала и резких острых линий, звучащих как предостерегающий восклицательный знак всему роду человеческому. В других его аллегорических произведениях звучит та же тема, выраженная с присущим автору поэтическим лаконизмом.
СЕРГЕЙ ГАПАНОВИЧ — скульптор из Петрозаводска. «Процесс трансформации во всех сферах жизни начинается там, где возникают ограничения», — считает он. Артобъект «Мягкая сила» — камень, что пытается вырваться из железной клетки. Камень — антипод воды, но также зависит от неё, только во временном измерении процессы длятся дольше. Как и вода, это «мягкая сила». Главная мысль — стремление к свободе через изменения, трёхмерная проекция тщетности человеческих усилий заключить природу в тюрьму.
ЮЛИЯ ФРАНКЕ (Петербург). Свои графические фантасмагории она комментирует так: «Вода в фольклорной литературе являлась проводником в иные неизведанные миры. Через ее призму героям открывается новое видение: пути спасения и потусторонние грани бытия. Моя серия работ представляет собой размышления о влиянии и изменении привычных глазу ощущений и форм, которые мы можем заметить с помощью водной стихии..»
ДАГМАРА СКВАРСКА (Польша): «Вода — живительная жидкость, мы практически состоим из неё, она необходима для выживания. Именно поэтому я хотела посвятить свою серию плакатов для выставки в Уфе воде и природе. «Чёрная вода» — это кульминация. Мать-природа утонула в чёрной воде, её тело дрейфует на поверхности среди мрачных цветов… Цикл довольно мрачен и пессимистичен для восприятия. Однако на самом деле это предупреждение для человека».
ДАВИД ХЕРДА (Польша). Автор занимается анимацией в сочетании с записью на камеру. Также экспериментирует с фотографией и живописью. «С детства я интересовался искусством, понимаемым в самом широком смысле. И с детства я чувствовал потребность по-своему фиксировать окружающую действительность и себя в ней. Именно об этом мои работы».
МАРСЕЛИНА ЦЕДЖИНСКА (Польша). Образы её цифровых плакатов — животные, и природа в их символическом значении («Лес», «Ворон», «Лис», «Олень», «Материнство»). Это аллегории, реализованные в формате цифровой графики, своеобразные афоризмы, иллюстрирующие хрупкость и уязвимость окружающей среды и её вечную красоту и мудрость.
Вода — это весенняя капель, грохот океана, шум неисправного унитазного бачка и мириады других звуков; вода, принимающая любые формы, способная окраситься в любой цвет, хранить и позитив, и негатив, она сравнима с творчеством художников самых разных, порой противоречивых направлений. Но все они — сообщающиеся сосуды с одним содержанием, с одной идеей — видеть и нести прекрасное.