Все новости
Вернисаж
2 Марта 2022, 23:58

Бурзянская пчела

Уникальное явление башкирской природы, известное своей красотой и богатством, – это исконный национальный промысел – бортничество. Дикая медоносная пчела «бурзянка» с древности приносит людям полезнейший мёд нашего сурового края, не имеющий аналогов в мире. Для нас это предмет национальной гордости и тревоги за его сохранение, а также символ трудолюбия, выносливости, свободы и источника силы. Проблема сохранения пчелы, а также многовековой традиции пчеловодства дремучих лесов Башкортостана как ценного примера симбиоза человека и живой природы не оставила равнодушными создателей проекта «Бурзянская пчела», который состоялся в Национальном музее Республики Башкортостан, и прежде всего его автора, современную художницу Евгению Васильеву (творческий псевдоним – ЕVA). Зрителю предлагается познакомиться с яркой творческой работой художницы, активно использующей дополняющее друг друга многоязычие, полифонию изобразительных языков, где наряду с традиционными живописью, графикой и скульптурой используются инновационные техники видеоарта, компьютерной графики и фотографии.

Бурзянская пчела
Бурзянская пчела

Автор — Эльвира Каримова

 

Уникальное явление башкирской природы, известное своей красотой и богатством, – это исконный национальный промысел – бортничество. Дикая медоносная пчела «бурзянка» с древности приносит людям полезнейший мёд нашего сурового края, не имеющий аналогов в мире. Для нас это предмет национальной гордости и тревоги за его сохранение, а также символ трудолюбия, выносливости, свободы и источника силы. Проблема сохранения пчелы, а также многовековой традиции пчеловодства дремучих лесов Башкортостана как ценного примера симбиоза человека и живой природы не оставила равнодушными создателей проекта «Бурзянская пчела», который состоялся в Национальном музее Республики Башкортостан, и прежде всего его автора, современную художницу Евгению Васильеву (творческий псевдоним – ЕVA). Зрителю предлагается познакомиться с яркой творческой работой художницы, активно использующей дополняющее друг друга многоязычие, полифонию изобразительных языков, где наряду с традиционными живописью, графикой и скульптурой используются инновационные техники видеоарта, компьютерной графики и фотографии.

Это некий сплав концептуальных композиций в абстрактных образах, с новыми стилистическими приёмами, с неожиданной для уфимского зрителя визуальной подачей. EVA представляет зрителю своё авторское пространство как мир потусторонней реальности, но удивительно похожий на наш. Если заставить работать воображение, а это и есть одна из целей изобразительного искусства, то можно представить, что это — мир, увиденный через camera obscura нашей узкой чёрно-белой реальности с выходом на иную, чувственную высоту. Это может быть наш абсурдный мир, увиденный глазами пчелы, например, со всеми цветущими лугами и реками, с нами, странными людьми, с движением ветра и светил. Не приближаясь к конкретному воплощению образов, ЕVA лишь транслирует чувства — возможно, это красочные всплески её женского архетипического бессознательного (по Юнгу), яркая палитра состояний души и её тоски по первозданному. Черно-белые фантомы на эстампах фотографики — как контрастные образы добра и зла, где угадываются крылья бабочки и пчелы, глаза пантеры и океанические волны — словно амальгама хрупких тайн живой природы.
В живописных работах, в основном написанных в 2020–2021 гг. (и многие подарены нашему Национальному музею), захватывает буйство и поэзия цвета, игра «дрифтующих» мастихиновых линий, энергетика темпераментных пастозных мазков, многозвучие смыслов. В них то импрессионизм летнего луга, то драматические сцены постмодерна, то отзвуки библейских историй, и это делает беспредметную живопись Евы очень «говорящей». В бронзовых скульптурах та же энергичная динамика души, но в гротескном ключе завязанная на «жестикуляции» различных природных фактур и геометрических фигур. «Шар — идеальная форма. Бронзовые шары — это словно глаза пчелы — в них отражается весь наш мир», — объясняет художница. Так опосредованно, в контексте современного поставангарда, воплощены и взволнованные чувства, возникающие при виде уникальной башкирской достопримечательности, многовекового достояния природы, которое нуждается в защите.
«В современном мире исключительно сложно увидеть вещи такими, какие они есть, выстроить индивидуальное мировоззрение», — считает художница. Для этого можно работать, используя синтез изобразительных видов и жанров, от традиционных до самых современных, таких как представленный на экспозиции видеоарт, где картины цветущих лугов, идущие с медитативной музыкой, также создают эффект полёта пчелы. Выстроить мировоззрение автору помогают и знания, полученные на художественных факультетах Москвы, Лондона и Женевы, а также в православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Искусствоведы назвали художественные проекты Евгении Васильевой «таинственными и очень современными». За десятилетие плодотворной работы ЕVы в изобразительном искусстве, их состоялось уже немало («Весна», «Другое», «Иноземье», другие проекты), об этом говорят экспозиции и награды серьезных конкурсов в Европе, США, Израиле и, конечно, во многих городах России. Кроме Уфы, проекты с различной тематикой уже побывали в Екатеринбурге, Казани, Москве, Подмосковье и Петербурге. Это результат упорных духовных поисков последнего времени — искреннее, почти детское выражение своего художественного опыта, уход в абстрактные категории путём своеобразной арт-терапии, позитивная медитация в поисках гармонии мира. Это душевные всплески, которыми художница делится с публикой: «Возьми на радость из моих ладоней Немного солнца и немного мёда, Как нам велели пчелы Персефоны» (О. Э. Мандельштам)
Национальный музей Башкортостана стал первой социоплатформой в республике, решившей познакомить зрителей с проектом подобного рода. Нереальная реальность бессознательного или, наоборот, осознанности, трансформация традиций, внимание к проблемам экологии, а также возможность взглянуть на мир «отстраненным» и острым взглядом пчелы и помочь сохранить этот бурзянский уникум — здесь есть о чём задуматься, например о волшебной изменчивости творчества, принимающей то один, то другой облик. Здесь можно отпустить воображение на волю и ощутить положительные эманации творческого огня и любви. В этом и цель проекта.

Бурзянская пчела
Бурзянская пчела
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: