Автор — Хайдар Кульбарисов
В Уфе немало выставочных площадок, но идея выставки, которую долго вынашивали художники Рафида Губайдуллина и Ирина Хлёсткина, тандем кукольников, хорошо известный в Уфе и за её пределами, требовала старинного аутентичного интерьера, и, пожалуй, лучшего места, чем Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, было бы просто не найти. Выставка «Красота былых времён», открывшаяся в середине февраля нынешнего года, представляет собой серию композиций, собранных из декоративных панно и фигур.
Тот, кто решил изготовить куклу с чертами национальной идентичности, волей-неволей отчасти становится этнографом. Приходится учитывать всё: от крепления каркаса до нюансов декора. Нужно продумать пластику и учесть то, в каком пространстве будет существовать образ. Узор, как известно, не просто ритмическая композиция. Это тайнопись. Башкирские и славянские узоры часто содержат сведения об истории, о быте и нравах народа.
Особое место в декоративном искусстве башкир занимает шежере, являющееся графическим воплощением системы племенного и семейного родства. Так выстраивалась стройная система ценностей целого народа, многих его поколений. Симметрию композиции поддерживают три женские фигуры разных возрастов. Пластическая простота фигур оттеняет вычурную сложность рисунка «Шежере».
Приближение весны угадывается по многим признакам: по благодати, разлитой в воздухе, по неспешному движению солнца, по осунувшимся сугробам, по раскатистому гомону птиц, по затейливой траектории их полёта. Во время проведения праздника «Каргатуй» (Воронья свадьба), посвящённого птицам и символизирующего приход весны, женщины и дети собираются на поляне в праздничных одеждах, принося с собой угощение для птиц. Композиция «Каргатуй» представляет зрителю одну из групп, собравшихся на праздник селян. Куклы обшиты мешковиной, что не мешает восприятию нагрудных украшений — гордости башкирских мастериц.
Месяц иногда называют ущербной, неполной луной. У славян молодых замужних женщин, пока не имеющих детей, звали молодухами. Семья была, подобно месяцу, ещё неполной. Молодухе надлежало носить на голове рогатую кичку. По поверьям, такой головной убор охранял женщину от злых духов, дурного глаза и свидетельствовал о социальном статусе. «Молодухи» Губайдуллиной и Хлёсткиной держатся небольшой группой, что, видимо, было характерно для сверстниц. При изготовлении кукол использованы каркас, текстиль и вышивка.
В давние времена не было материнского капитала. Заботы о благополучии семьи, сохранение любви и верности были вверены Макоши, старшей из славянских прях судьбы. «Макошь» предстаёт женщиной статной и волевой. Её наряд активно декорирован. Она серьёзна и сосредоточена: дел-то у неё невпроворот.
Присутствие этой богини в экспозиции выглядит неслучайным, так как она является покровительницей женских ремёсел, помогает развитию интуиции и способности к магии. А при изготовлении кукол и декоративных панно, согласитесь, без магии и интуиции не обойтись никак.