Все новости
Вернисаж
22 Марта 2022, 09:50

НА ВОЛНЕ «ЛОКОМОЦИЯ»

В галерее «Мирас» представлен очередной результат изысканий творческой группы художников «Кафедра психофизики». Это третий и наиболее полный проект, осуществленный Азатом Галиевым и Александром Соболевым, особенность которого – в привлечении новых «стажёров и лаборантов» к темам, волнующим и «физиков», и «лириков». Одна из них – вечная тема движения, ведь вся история Вселенной, начиная с Большого взрыва, есть непрерывное движение.

НА ВОЛНЕ «ЛОКОМОЦИЯ»
НА ВОЛНЕ «ЛОКОМОЦИЯ»

Автор — Эльвира Каримова

 

В галерее «Мирас» представлен очередной результат изысканий творческой группы художников «Кафедра психофизики». Это третий и наиболее полный проект, осуществленный Азатом Галиевым и Александром Соболевым, особенность которого – в привлечении новых «стажёров и лаборантов» к темам, волнующим и «физиков», и «лириков». Одна из них – вечная тема движения, ведь вся история Вселенной, начиная с Большого взрыва, есть непрерывное движение.

«Локомоция» перекликается со словами «моцион» и «лоция», с «локализованными эмоциями» и локомоторными функциями организма. Это слово, используемое учеными, начиная с И. П. Павлова и академика Н. Е. Введенского, собственно, и означает «движение с места». В более широком смысле решение локомоторных задач — это выбор верного пути при проведении эксперимента.
«Кафедра психофизики» очень любит разного рода эксперименты. Для зрителя, который ещё не в теме, она раскрывает смысл деятельности этой удивительной структуры: «Кафедра психофизики» — это сообщество специалистов из самых разных областей науки, техники и искусства, объединившихся для решения фундаментальных задач нетрадиционными методами. Несмотря на внешнюю несерьезность и напускную лженаучность, все наши исследования и эксперименты проводятся в строгом соответствии с общепринятыми научными методами и базируются на кропотливом анализе». Не очень понятно, однако. Не последовать ли за разъяснениями, согласно ироническим указателям, к «Светлому будущему», в недра этого странного лабиринта с его прихотливыми зигзагами, как бы нарочными «тупиками» и неожиданными «выходами» в иное измерение?
Многие экспозиции современного искусства почти невозможно понять, не соотносясь с аннотациями, где зрителю предлагается более или менее стройная концепция и «сопроводительный документ» к каждому арт­объекту. Так случилось и в «Мирасе», где вся экспозиция от первого до последнего шага чётко и подробно расписана на плане экскурса по «кафедре», и каждый экспонат заботливо описан по принципу работы или свойств. Таким образом, гостей сразу захватывает волна интерактивного процесса движения и познания. Вначале это напоминает лабораторию безумной инженерии какого-либо НИИ или КБ (с отголосками «шарашек»), одно из тысяч КБ советских времён, сделавших (или не сделавших) своё небольшое (или большое) дело для технического прогресса. Тут и там вас встречают странные композиции — колёсики, втулки, шестерёнки, коконы из медных обмоток, какие-то осциллографы-поэты и саморисующие звуковые ящики, панно из медной фольги и ещё множество трудноописуемых, но отдаленно знакомых произведений — остроумный конгломерат графики, фотографии, анимации, инсталляции, ассамбляжа и тд. Кроме частей механизмов (вспоминаются носовские Винтик и Шпунтик с их автомашиной на газированной воде с сиропом и мультяшные герои Бёртона и Бекмамбетова) здесь нашли применение «легкие на движение» материалы — ткани, бумага, соломка и т. д. — «одетые» в новую оболочку предметы, получившие неожиданную «вторую жизнь» и ставшие произведениями искусства.
В целом выставку можно рассматривать как самостоятельный жанр на стыке искусства, науки и технологии, близкий к «science art» или «research-based art» — искусство, базирующееся на научных исследованиях. Любое настоящее искусство всегда связано с исследованием. Иногда открытия совершаются спонтанно, «случайно», но этому предшествует большая внутренняя работа, «локомоция мысли». За тем и привлекаются молодые, свежие умы, «стажёры». «Мы не хотим выделять «образовательную составляющую» для наших сотрудников, — поясняет основатель кафедры Александр Соболев, — «принять участие в экспериментах может каждый без оглядки на диплом — и самодеятельные, и профессиональные художники, мыслители и физики, деятели «стрит-арта» и бродячие комедианты».
На этот раз в проекте участвуют помимо основателей Александра Соболева и Азата Галиева (который, кстати, является всамделишным кандидатом физико-математических наук) Светлана Миронова, Вадим Халитов, Артур Фаттахов, Артур Лук­ьянов, Алина Измайлова, Рушана Зайнуллина, а также москвичи Артур Тагиров и Ольга Будаева.
«Мы закоснели в традиционных направлениях, — продолжает Александ Соболев, — «новые формы мало освещены, часто развиваются в подвальных условиях андеграунда. Спасибо галерее «Мирас», что помогли вылезти из подвала». Несмотря на дурачества и игру, иронию и порой едкий сарказм экспозиции, на нарочитую запутанность псевдонаучных затей и уход от объективной реальности, в которой некоторые зрители видят злой розыгрыш, она несёт серьёзный посыл, связанный с проблемой того ужасающего следа, который человек оставляет после себя на Земле. «Мы погрязли в бесконечной борьбе за энергию с самим собой, которая уже ни благодаря, ни вопреки не может двигать нас вперед, навстречу звездам», — говорится в манифесте «Кафедры». Возможно, одна из благородных целей данной «локомоции» — переформатировать наши представления и создать нечто новое из хорошо забытого старого…

НА ВОЛНЕ «ЛОКОМОЦИЯ»
НА ВОЛНЕ «ЛОКОМОЦИЯ»
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: