Все новости
Вернисаж
23 Мая , 13:48

«ПОСИДИМ-ПОМОЛЧИМ»

Так назвал свою персональную выставку, открывшуюся в Национальной библиотеке им. А.-З. Валиди, художник Ильдар Рашитович Гильманов. В доме купца Чижова расположились полотна разных лет, много и новых работ. Названием выставка обязана одноименной картине, где изображена встреча двух великих поэтов татарского и башкирского народов – Габдуллы Тукая и Мажита Гафури. («Посидим-помолчим», 2021 г.). С неё и начнём путешествие по выставке.

«ПОСИДИМ-ПОМОЛЧИМ»
«ПОСИДИМ-ПОМОЛЧИМ»

Автор — Эльвира Каримова

 

Так назвал свою персональную выставку, открывшуюся в Национальной библиотеке им. А.-З. Валиди, художник Ильдар Рашитович Гильманов. В доме купца Чижова расположились полотна разных лет, много и новых работ. Названием выставка обязана одноименной картине, где изображена встреча двух великих поэтов татарского и башкирского народов – Габдуллы Тукая и Мажита Гафури. («Посидим-помолчим», 2021 г.). С неё и начнём путешествие по выставке.

— Хотелось выразить их радость, впечатление от этой первой встречи в 1911 году, — рассказывает художник. — Поэты переписывались, знали друг друга по публикациям. Встретившись лично, они испытали такое родство душ, духовные вибрации, что им не нужно было слов. Поэтому здесь не нужны никакие детали, только щебечущие птички как символ мирской суеты жизни. А оранжевый фон — это их всеобъемлющая радость, ведь это самый позитивный цвет.
Лаконизм, конструктивность, строжайший отбор деталей, «ясность мысли», ставка на определяющую роль чистого цвета — особенности творческого почерка Ильдара: «Цвет — это наша эмоциональность. А еще ритм — жизнь очень ритмична.» Ритмичны и эмоциональны пейзажи разных уголков малой родины художника, запечатленные в разных состояниях года и дня — поле, горизонт, линии гор («Пространство над Карабулатово», 2017, «Закат над Карабалыкты», 2017, другие работы.) Своей малой родиной художник считает всё пространство от Абзелиловского района Башкортостана до Казани и Булгара в Татарстане. Булгарское городище как молчаливый свидетель многовековой истории, по словам Ильдара, послужило ему «для выражения сложности времени и драмы вечности» и требовало «суровой точности выражения». Через ритмы локальных пятен он прикасается к непостижимой загадке мироздания: «Очень многое открываешь для себя, когда топчешься по этим древним фундаментам, развалинам. Охватывает щемящее чувство, как бы это могло быть в реальности. Картина «Память о Биляре» (2015) и другие произведения цикла «Болгар» — это и реконструкция, и сильные впечатления автора, его острое чувство родины. Иногда оно проявляется в нефигуративных работах, где в «окна» локального цвета заключён какой-то полустертый народный орнамент, словно внезапно возникший в генетической памяти мотив забытой старинной песни, что-то родное и неуловимое, что трудно выразить словами. («Розовое поле», 2020, «Красный свет», 2020, «Голубое поле», 2021, «Красное поле», 2021)
Знаменитые мальвы Гильманова, которые зрители уже ищут глазами, обходя зал, также его любимый символ малой родины. Огромные мальвы в палисаднике у бабушки — картина, знакомая многим, и Ильдар часто использует их неповторимые цвет и ритм. Здесь представлены графические «эстампы» из серии «12 мальв» (2018). Двенадцать настроений, цветовых вибраций — от настроения «Мгновенье перед рассветом» до «Меланхолии» — как своеобразные сонеты природе, прекрасной во всех ликах. Заряжена настроением, вся наполнена энергией нарядная гармошка («Гармонь», 2020), того и гляди взорвётся на всё село, когда первая сумеречная звёздочка забрезжит в кобальтовом небе. Как иллюстрация к пронзительной песне Илгама Шакирова, «звучит» полотно «Кара урман» (2007). И в беспредметной и в фигуративной живописи — обнажённые эмоции, выраженные пятнами цвета, и всегда хорошо контурированные силуэты предметного мира — порой напоминают плакат лаконизмом, яркостью, наличием символической идеи. Сам художник говорит о выставке, что цвет, слегка обогащённый декором, здесь — это самоценная метафора.
— Пожалуй, вся предметно-пространственная среда экспозиции — это знаки и символы. Метафоричность пластического языка, взятая за основу, проявляется во всех жанрах — в пейзаже, портрете и натюрморте. На основе культурного наследия народов этого региона, а также исключительной красоты ландшафта, была сделана попытка визуализации, осмысления радости жизни и неоднозначности бытия, выражение «мон» («мелодия души») народа, но в контексте современного искусства.
Свою творческую задачу Ильдар формулирует совершенно просто: это формирование синкретического языка визуальной культуры тюркского мира в условиях современности. Для этого им используется богатый колористический диапазон, превосходное владение цветом, композиционное «чутье». Ну, а если более простыми словами — художник Ильдар Гильманов показывает нам нечто очень важное, идущее от родовых корней, те чувства и мелодии, о которых мы порой забываем, порой молчим, и его чистый, звонкий и яркий голос звучит как мягкое душевное напоминание.

«ПОСИДИМ-ПОМОЛЧИМ»
«ПОСИДИМ-ПОМОЛЧИМ»
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в