Автор — Марат Марин
Пик лета в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова отметился выставкой живописи заслуженного художника Республики Башкортостан, известного живописца Михаила Григорьевича Спиридонова.
Экспозицию, посвящённую 70‑летию художника, составили произведения из собрания музея и его собственные.
В мире случаются атмосферные явления, которые, будучи изображёнными, выглядят фантазией художника. Вглядываясь в пейзажи Михаила Спиридонова, всякий раз возникает вопрос: «Вымысел это или действительность?» При всей правдоподобности сюжетов создаётся ощущение некой ирреальности. Но это ирреальность иного толка — скорее, это медитативно-духовная визуализация окружающего нас мира.
Творчество Спиридонова лишено признаков национальной идентичности: оно взывает к общечеловеческим ценностям. Композиции вселенского масштаба напоминают далёкие галактики, сияющие бесконечности космического пространства. Таинственное свечение сквозь листву деревьев, сумрачное небо, светящееся изнутри, иногда яркий луч света, освещающий верхушку дерева или угол дома, пепельный свет луны: эта особая аура пространства холста — характерная черта живописи Спиридонова. Необычные оптические эффекты, игра света и тени, присущие сумеречному зрению, — это тоже о его произведениях.
Пейзажи Спиридонова отличает поэтический лиризм. Поэзия звучит в самих названиях картин: «Вечерний палисад», «Наслаждение одиночеством», «Душная ночь», «Вхождение в белое пространство», «Состояние внутреннего света», «Пастушья песня», «Ностальгическое путешествие». Картина «Преображение» свидетельствует, что поэзию можно творить не только на бумаге, но и на холсте:
И как туманом одевает лица,
И слово замирает на устах,
И кажется — испуганная птица
Метнулась в вечереющих кустах.
О. Мандельштам
Важно особо отметить и музыкальность произведений Спиридонова. В его произведениях звучат ноктюрны Шопена, токкаты Баха. Восприятие живописи сквозь призму музыки расширяет границы духовного зрения, помогает прочувствовать картину, так как корни музыкальности лежат во всеобщей гармонии Мира. Проникновение музыки в живопись сказывается в ослаблении изображения, в неопределённости предметного мира. Одновременно с этим возрастает роль колорита как носителя эмоционального, музыкального начала. Живопись Спиридонова создаёт не только необычайно красочный эффект, но и обладает фактурной и цветовой вибрацией, движением, что сообщает образам категорию времени.
Музыкальность творчества Спиридонова подчёркивается философским строем произведений, философией экзистенциализма, в которой человек через одиночество пытается осознать себя и определить своё место в мире. Экзистенциализм обосновывает одинокую личность как образцовую. Именно в фатуме одиночества человек способен обрести внутреннюю целостность. «Мир дольний и мир горний» предстают перед нашим взором. «Мир дольний» существует для того, чтобы человек уединился и удалился от людей. «Мир горний» — мир духовной гармонии, он существует для передачи гармонии мира людям, живущим в долинах. Маленькие фигурки людей и животных в пейзажах Спиридонова — всего лишь стаффаж, едва заметный зрителю на фоне пейзажа вселенского. Стаффажные элементы создают лирическое настроение, обогащают смысловой контекст произведения. В противоположность окружающей их обстановке люди, намеренно изображённые художником символически, напоминают нам о незначительности человека и подчёркивают тщетность усилий противостоять могучим силам природы.
Здесь нельзя не упомянуть ещё один «знак», наиболее часто, практически концептуально используемый Спиридоновым: это дом как символ, воссозданный по «чертежам» его воспоминаний. Символ одиночества и возвращения — его дом — то растворяется в туманной дымке, почти сливаясь с пейзажем, то нарочито ярко освещённой плоскостью стены вырывается из глубин пространства.
Пейзажи Спиридонова эмоционально, психологически напоминают Зону из фильма «Сталкер» Андрея Тарковского. Художник, подобно сталкеру, выступает в роли проводника по зоне своих внутренних исканий и воспоминаний. И эта зона порождает ощущение таинственности, тревожит сознание и одновременно сулит надежду и дарит красоту.