Все новости
Вернисаж
2 Сентября 2022, 02:57

КИПУЧАЯ НАТУРА

В Историческом парке «Россия — моя история» в выставочном центре ВДНХ-ЭКСПО Уфа открылась выставка работ Эльвиры Асадуллиной, нашей землячки, много лет работающей в Москве. Представленные на ней экспонаты — живопись, графика, театральные макеты, эскизы и костюмы к спектаклям, произведения хаттат — арабской каллиграфии отражают этапы 25‑летнего творческого пути художницы, поэтому выставка и названа «Ретроспектива».

КИПУЧАЯ НАТУРА
КИПУЧАЯ НАТУРА

Автор — Эльвира Каримова

 

В Историческом парке «Россия — моя история» в выставочном центре ВДНХ-ЭКСПО Уфа открылась выставка работ Эльвиры Асадуллиной, нашей землячки, много лет работающей в Москве. Представленные на ней экспонаты — живопись, графика, театральные макеты, эскизы и костюмы к спектаклям, произведения хаттат — арабской каллиграфии отражают этапы 25‑летнего творческого пути художницы, поэтому выставка и названа «Ретроспектива».
«Так уж сложились звёзды, — смеётся художница — Это моя сороковая персональная выставка, и пришлась она как раз на 40‑летний юбилей.
Эльвира — театральный художник-постановщик, живописец и график, а также искусствовед, дизайнер и преподаватель. Первая профессия — учитель ИЗО, была получена ещё в 2001 году в уфимском художественно-промышленном колледже. Затем была Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова (ныне УГИИ), период серьёзных занятий станковой живописью и изучение сценографии в мощной творческой мастерской заслуженного деятеля искусств РБ и РФ и Р. М. Арсланова, что и определило судьбу Эльвиры. Но её кипучая, деятельная натура на этом не успокоилась. Познание мира искусства продолжилось в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по специальности искусствовед (2010 г.); затем учеба и аспирантура в ГИТИСе, где Эльвира сейчас преподаёт сценографию. Все вузы окончены с отличием.
Хаттат, арабскую каллиграфию, Эльвира освоила сама, по книгам (отец был мулла). С воздушных и загадочных «шамаилей» и «тугры» начинается экспозиция. За линиями прихотливой вязи видны образы ангелов, животных, небесных светил — любимые темы Эльвиры в священных книгах. На макете декораций концерта финала Х Международного московского конкурса чтецов Священного Корана (2009 г.) интересно решено пространство, отражающее связь духовного прошлого, настоящего и будущего. Главным делом считает работу в театре. Эскизы декораций и костюмы к спектаклям для Уфимского государственного татарского театра «Нур» и Стерлитамакского государственного драматического театра, питерского театра «За Чёрной речкой» и учебного театра ГИТИСа создают атмосферу «Богемы» и «Бахчисарайского фонтана», пьес К. Гольдони и Ж.-П. Сартра, А. Хакимова и Н. Брода.
Строгий академизм живописи студенческих работ сменяется на более свободные произведения современного искусства, где есть больший размах для выражения глубинных чувств и впечатлений от встреч и путешествий. «Что замечательно в профессии театрального художника? Ему позволительно использовать любой стиль, не быть связанным одним направлением, и это открывает огромные возможности», — считает Эльвира. Её мультинаправленность и способствовала созданию интересного творческого языка, где сплетаются классика, модерн и восточная фольклорная орнаментальность. За всем этим, как крылатые образы на её шамаиле, стоят целеустремлённость, жизнелюбие и жажда познания мира — свойства кипучей натуры Эльвиры Асадуллиной.

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в