Все новости
Вернисаж
2 Сентября 2022, 02:43

МОЛОДЫЕ МАГИ СЦЕНЫ

В Уфимском государственном институте искусств им. Загира Исмагилова, на факультете изобразительного искусства, состоялась выставка сценографии студентов и выпускников отделения театрально-декорационной живописи.

МОЛОДЫЕ МАГИ СЦЕНЫ
МОЛОДЫЕ МАГИ СЦЕНЫ

Автор — Эльвира Каримова

«Я люблю сцену, на ней всё правдивее, чем в жизни»
Оскар Уайльд

 

В Уфимском государственном институте искусств им. Загира Исмагилова, на факультете изобразительного искусства, состоялась выставка сценографии студентов и выпускников отделения театрально-декорационной живописи.

Представлено 62 работы 19 авторов: это живописные эскизы, театральные картины и макеты к спектаклям. В центре внимания — произведения нынешних студентов V курса из мастерской выдающего сценического художника, выпустившего много поколений даровитых «магов сцены», оформившего несчётное количество спектаклей, профессора Рифхата Мухамедовича Арсланова. Его творчество, кроме театра и преподавания, — это и станковая живопись, оригинальный почерк полуфантастических, чуть ироничных городских пейзажей, где угадываются любимые образы Уфы. «Рифхат Арсланов как раз тот мастер, который обладает эрудицией, знанием, глубоким проникновением в суть… Его живопись проникнута гуманизмом, любовью к тому, что и есть родная земля», — писала замечательный искусствовед Эвелина Фенина.
Сценография — редкая и совершенно особенная, универсальная наука, где волшебство тесно сплетено с реальной жизнью. Она требует от художника энциклопедических знаний — исторических, музыкальных, литературных, технологических, театральных, а также тонкости чувств, способности раствориться в сюжете. Соавтор режиссёра, театральный художник — это Создатель параллельных реальностей, определяющий диалог со зрителем, систему координат, нерв спектакля. До того волнующего момента, когда поднимется занавес и из темноты проступит мир волшебной условности, сценограф проделывает огромную работу, используя весь визуальный арсенал: пространство, текстуру, форму, цвет и свет. Для этого задействована большая команда — осветители, костюмеры, реквизиторы, техники сцены. Воплощению авторского замысла предшествует сложный и тонкий процесс. Сам же художник скромно остаётся в тени кулис или в зрительном зале, храня магические тайны сцены.
Современные возможности эмоционального воздействия, 3D-технологий, компьютерной анимации при всей зрелищности не смогут заменить основы сценографии традиционного театра, и этим основам Рифхат Мухамедович учит молодёжь ещё с 1978 года. Продолжая дело своего отца, родоначальника башкирской театральной живописи Мухамеда Нуриахметовича Арсланова (1910–2001), он воспитал множество учеников, успешно работающих в республиканских и столичных театрах, призёров конкурсов, таких как Владислав Байрамгулов, лауреат международных фестивалей, Эдуард Гизатуллин, сценограф столичных театров, работающий и на «Мосфильме» (фильм «Диверсант. Идеальный штурм» из сериала «Диверсант» и другие работы). В Германии, в Госларе успешно творит талантливый художник и режиссёр Евгений Иванов. Всех не перечислить, поэтому посмотрим на начинающих сценографов из мастерской Арсланова, на тех, кому в будущем году предстоит защищать дипломы.
Надо сказать, что вузы, где осваивается эта профессия, можно перечесть по пальцам. Это Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, наш Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова и ещё, может быть, пара художественных вузов. Несмотря на востребованность, набор проводится в среднем раз в четыре года. Дипломные работы принимаются не на республиканском уровне, а высокой комиссией из столичных академий, это жёсткий закон, и он требует высокого уровня знаний и мастерства.
В июле в Уфимский институт искусств как раз проводился набор на это отделение. Насчёт трудоустройства будущие сценографы могут не волноваться: как правило, они находят себя в театрах и кино, на телевидении и в дизайне. Руководство факультета всемерно опекает их и помогает с распределением. Студенты проходят практику на различных подмостках республики, и к III курсу их уровень уже очень высок, как видно из работ нынешних старшекурсников. Репертуар чрезвычайно богат: это Брехт и Кафка, Гоголь и Шекспир, Маяковский и Бродский, Мустай Карим и Бомарше. Активно работают и с национальной драматургией.
В эскизах Инги Тюменевой к балету «Легенда о любви» Назыма Хикмета (2021) — густые, таинственные краски восточной ночи, роскошной и тревожной: «Меня затронула история трагической любви. Я выбрала свободную, условную манеру изображения, где главное — общее впечатление буйства красок Востока и драматических событий пьесы, где роль цвета и света очень велика. В картинах мы используем синтез приёмов — живопись и архитектуру, графику и лепку. Мы в своём роде и стилисты одежды, и дизайнеры интерьера. Имея опыт в этом особом виде искусства, гораздо свободнее чувствуешь себя и в других областях. Не говоря уже о том, как ценны для культурного развития поэзия, драматургия, балет, опера. Обаянием сцены проникаешься на всю жизнь».
Александра Давыдова представила эскизы по пьесе Маяковского «Клоп», выполненные ещё на II курсе (2018): «Я попыталась выразить ряд ассоциаций, связанных с тем временем. Серый фон, аппликации пожелтевших газет, акценты-«отсылочки на Кандинского», эхо «Окон РОСТА» и графики тех лет в сухой и лаконичной передаче. Хотелось показать несколько деталей, по которым зритель догадывался бы сам, почему они здесь, делал маленькие открытия, глядя на сцену».
Марсель Хафизов «замахнулся» на Шекспира. Тема его эскизов — трагедия «Ричард III» (2019), решённая в зловещих багровых тонах, со сложными цветовыми коллизиями. Марсель серьёзно работает и в станковой живописи, сценография помогает в плане пространственного мышления, композиции, колористической символики.
Другое настроение в эскизах Элины Ахметшиной. Это опера «Севильский цирюльник» Бомарше на музыку Россини (2020), где она применила авторскую технику, сделав эскизы воздушными и лёгкими, как кремовый торт: «Для создания более объёмного изображения я использовала клеевой тюбик, который, застывая, даёт рельефное изображение в виде вычурных форм и вензелей, свойственных эпохе, музыке. Одна из заповедей — «слушать музыку и находить образ».
Кроме вышеописанных работ нынешних пятикурсников, на выставке представлены впечатляющие театральные картины и макеты выпускников мастерской прежних лет. Это работы Олега Шишкина, Эдуарда Басареева, Айнура Юнусбаева, Венеры Гумеровой, Анастасии Андреевой, Андрея Лобанова, Руслана Магалимова и других авторов. Традиции сценической живописи рес­публики, заложенные М. Н. Арслановым, продолжают творчески развивать молодые «маги сцены».

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в