Все новости
Вернисаж
12 Сентября 2022, 19:30

«Летние каникулы»: счастливое возвращение

В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова – третья выставка «Летние каникулы».

«Летние каникулы»: счастливое возвращение
«Летние каникулы»: счастливое возвращение

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед

 

В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова –третья выставка «Летние каникулы».

Стартовавший летом 2019 года, выставочный проект «Летние каникулы» сразу же влюбил в себя зрителей. Летом 2020 года повторился вновь. Яркий, праздничный, по-настоящему летний, он доставляет радость, которая так нужна людям! И что не менее важно — знакомит с творчеством ведущих художников Башкортостана и России! И вдруг такая любимая зрителями выставка, синтезирующая красоту и знание, ушла на свои собственные двухлетние «каникулы». Причина — пандемия. Но этим летом она вернулась!
Экспозицию «Летних каникул» составили произведения, в основном, из собрания Нестеровского музея, и в этом — её уникальность. Живопись, акварель, автолитография, войлок, текстиль, резьба по дереву, кукла, керамика вновь поразили многообразием видов, жанров и техник, демонстрируя качественность музейного собрания и авторских коллекций. Несколько изменился и модульный принцип: три крупных авторских модуля соседствуют с модулем, посвящённым Году культурного наследия народов России. Но обо всём по порядку.
В первом модуле — живопись и ассамбляжи выдающегося уфимца Раиса Гаитова (1956–2017). Заслуженный художник Башкортостана, призёр и дипломант международных и всероссийских выставок-конкурсов печатной графики и рисунка, инициатор и куратор таких известных выставок 2000‑х годов, как «Информель», «ART TERRA», «Следы», «Объекты», «ПРОявление», «Trash», «Точка прикосновения», Гаитов вошёл в историю изобразительного искусства республики как автор натюрмортов, абстрактных композиций и ассамбляжей. Натюрморты стилистически балансируют на грани реализма и неоавангарда, в абстрактных композициях главными выразительными средствами становятся цвет и пластика линии. Цвет — преувеличенно яркий, напряжённый, динамичный. линия — предельно экспрессивная. Основной эмоциональный лейтмотив — чувство, но не завуалированное, а обнажённое, близкое по «нерву» джазовой импровизации. Органическая составляющая гаитовских абстракций — ассамбляжи. И здесь важно отметить, что Гаитов одним из первых в башкирском искусстве обратился к ассамбляжу, переводимому, кстати, с французского как «дегустация вин». Это было в 1990‑е годы. В силу авторской концепции его ассамбляжные опыты 1990‑х сразу же получили джазовый термин «фьюжн» (сплав), то есть свободная, никем не регламентированная «игра» с предметами и их физическими свойствами. Яркие тому свидетельства — представленные на выставке ассамбляжи «Бык» и «Смешение. Panel».
В третьем модуле — акварели и автолитографии другого выдающегося уфимца, заслуженного художника Республики Башкортостан Рамиля Маглиева (1960–2022). В автолитографиях, как пишет искусствовед Ирина Оськина, «проявились важнейшие и лучшие черты его творчества: умение лаконично и обобщённо, корректно стилизуя форму и сохранив при этом её лирическое звучание, рассказать зрителю о своей малой родине, о деревенских буднях, о красоте старого города». В акварелях (к этой технике Маглиев обратился в начале 2000‑х годов) — те же темы: Башкирия, неповторимая красота и величественность её природы. Отсюда и любимый жанр — пейзаж, но обладающий чертами типично маглиевской трактовки, выраженной не в стилистике (все акварели написаны реалистически), а в своеобразии восприятия и отображения пейзажного мотива. Каждый мотив написан с натуры, но трактован как мотив вселенского масштаба, как авторский критерий неувядающей красоты мира. Поражает и размер листов: они крупноформатны и образно эпичны. А в таком формате в Башкортостане работают пока единицы!
Четвёртый модуль посвящён живописи и акварелям заслуженного художника России, народного художника Башкортостана, лауреата и дипломанта многих выставок-конкурсов, обладателя Золотой и Серебряной медалей Союза художников России Виктора Ивановича Суздальцева. Подлинный маэстро акварели, Суздальцев отметил в 2020 году своё 80‑летие. И как комментарий к произведениям звучит его признание: «Природа никогда не бывает скучной. Она разнообразна и выразительна. Иногда горло перехватывает от её красоты! Главное в этот момент, взявшись за кисти и краски, правильно передать цвет, свет и выбрать ракурс». А результат один: восхищение зрителей, буквально купающихся в уральском разнотравье, в благоуханных полевых цветах, переливающихся всеми цветами радуги, зрителей, совершающих вместе с художником восхождение в горы, раскрашенные в предзакатные часы глубоким синим цветом… Ирина Оськина пишет: «Рыже-золотая роскошная осень, зелёно-изумрудное тёплое лето, серебристо-белая зима, хрупкая нежно-голубая весна — в работах Суздальцева у каждого времени года свой образ, а каждый пейзаж имеет свой характер. Он почти не отступает от основной цветовой гаммы, свойственной тому или иному месяцу в природе, но всякий раз “доводит” цвет до возникновения высокого эмоционального накала. Он насыщает картины звонким колоритом, в котором выражается сила его чувств, вызванных состоянием природы».
И, наконец, второй модуль, о котором следует сказать особо. Он объединяет и эмоционально, и образно персональные модули Гаитова, Маглиева и Суздальцева: объединяет темой красоты жизни, красоты природы. В составе модуля — произведения, выполненные в техниках войлочного валяния, резьбы по дереву, в смешанной текстильной технике, вышивке и акварели. Их авторы — известные в Башкортостане и России художники, лауреаты, дипломанты, обладатели Гран-при самых престижных выставок-конкурсов декоративно-прикладного искусства и акварели: стерлитамакские войлочники Гузель Мухамедьярова и Вера Мухаметдинова, художники по текстилю уфимки Альфия Нугуманова, Маргарита Нигаметзянова и Роза Юлдашбаева, резчик по дереву уфимец Рустям Фаткуллин (1940–2021), стерлитамакская акварелистка Елена Литвиненко. Органическая часть модуля — куклы Людмилы Васильковой, внесшей неоценимый вклад в развитие это вида декоративно-прикладного искусства в Башкортостане, и керамические скульптуры известного российского керамиста, члена-корреспондента Российской академии художеств, ныне — москвички, а в прошлом уфимки Валентины Кузнецовой. Различные по техническим приёмам и видам искусства, эти произведения объединены другими главными темами: это степь и орнамент. Со степью во многом ассоциируется природа Башкортостана. В то же время башкирская степь — часть великой тюркской степи, наполненной шёпотом ковыля, музыкой курая, синевой бездонного неба… Орнамент с точки зрения пластики, рисунка и силуэта — основа всех изобразительных искусств, но по сути своей он всегда — знак, символизирующий тот или другой изобразительный объект. Решённые в лирико-эпическом ключе, эти орнаментальные символы — своеобразные духовные доминанты, придающие эстетическому и информационному пространству и модуля, и выставки мифологизированную вечную красоту. Красоту, в которой тюркские и славянские мотивы живут в единой и неразрывной гармонии. Как в акварелях Елены Литвиненко!

«Летние каникулы»: счастливое возвращение
«Летние каникулы»: счастливое возвращение
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в