Все новости
Вернисаж
22 Сентября , 11:15

«НЕОТСТУПНОСТЬ»

Выставка одной картины с тематической экскурсией, посвящённой эпохе Ивана Грозного, открылась 17 августа в историческом парке «Россия – моя история» на уфимской ВДНХ. В малой галерее представлена работа молодой художницы Лидии Кирилловой, обратившейся к известному историческому эпизоду – противостоянию царя Ивана IV и опального митрополита Филиппа, обличавшего царскую опричнину.  

«НЕОТСТУПНОСТЬ»
«НЕОТСТУПНОСТЬ»

Автор — Эльвира Каримова

 

«Хотя и образом Божиим почтён ты, однако смертный человек, и Господь взыщет всё от руки твоей»
Митрополит Филипп II (Колычев)

Выставка одной картины с тематической экскурсией, посвящённой эпохе Ивана Грозного, открылась 17 августа в историческом парке «Россия – моя история» на уфимской ВДНХ. В малой галерее представлена работа молодой художницы Лидии Кирилловой, обратившейся к известному историческому эпизоду – противостоянию царя Ивана IV и опального митрополита Филиппа, обличавшего царскую опричнину.

Картина «Неотступность. Иван Грозный и митрополит Филипп II», (холст, масло, 132х220, 2022 год) — дипломная работа выпускницы отделения живописи факультета изобразительных искусств Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. На создание этого масштабного полотна у Лидии ушёл год, и в процессе работы тема углублялась, обрастая новыми подробностями и цветовыми решениями.
— Когда встал вопрос о выборе темы диплома, я задумала воссоздать атмосферу какой-либо исторической эпохи. Наиболее интересным мне показался период правления Ивана Грозного. В первых эскизах моё внимание было сосредоточено на внешнем облике царя и его окружении. Затем, продолжая изучать материал, я поняла, что для глубины отображения его сложного сурового характера требуется некий сюжетный конфликт. Так появился второй значимый персонаж — митрополит Филипп II. На картине изображён не конкретный исторический момент, а образы царя и его антагониста в твёрдой неотступности своих убеждений. Чтобы создать впечатление напряжения между героями, я использовала цветовой контраст. Иван Грозный в богатом, расшитым золотом одеянии на мрачно-тёмном фоне противопоставлен аскетичной фигуре митрополита на светлом. Эффект усилен сияющим ореолом окна над Филиппом. Драматичность сцены подчёркивается насыщенным красным цветом в интерьере, как бы напоминая про кровавые царские расправы. Фигуру Филиппа поддерживает группа степенных, но испуганных бояр; за плечом Ивана Грозного — стрельцы, в одном из которых угадывается злодей Малюта Скуратов. Силуэты простых людей на переднем плане создают ощущение взгляда из толпы, нахождения в ней, — рассказывает Лидия.
Историческую достоверность художница постаралась передать с помощью орнаментально-стилистической проработки костюмов, предметов быта и интерьера того времени, что, конечно, потребовало углублённых исторических изысканий. В этом можно убедиться, глядя на тщательные, детальные эскизы, представленные на выставке. Но главное, ей удалось точно выразить суть характеров могучих личностей эпохи. К теме противостояния власти и веры эпохи Ивана IV обращались С. Эйзенштейн и П. Лунгин, многие художники и писатели. Тема героической твёрдости в борьбе за гуманистическую идею, невероятная нравственная стойкость, подобная стойкости первых христиан, была важна во все времена, актуальна она и сейчас. Лидии Кирилловой нужна была достаточная смелость, чтобы взяться за этот большой философско-исторический сюжет и разработать его так основательно и убедительно. В то же время её лёгкий, яркий и непосредственный художественный почерк, который зритель мог заметить на различных выставках начиная с 2017 года, где она в основном выступала как пейзажист, делает картину не мрачно-статичной, а дышащей надеждой на победу идеалов света.

«НЕОТСТУПНОСТЬ»
«НЕОТСТУПНОСТЬ»
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в