Все новости
Вернисаж
31 Октября 2022, 23:49

ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Малый выставочный зал Союза художников Республики Башкортостан – одна из любимых экспозиционных площадок уфимцев. Здесь происходят самые задушевные встречи с давно знакомыми и новыми именами, и его небольшое светлое пространство способствует особому настрою, концентрации чувств. Вот и сейчас вновь открывшийся после ремонта зал собрал огромное множество посетителей, потому что в любимом месте собрались почитатели художника, по-настоящему любимого многими поколениями. Георгий Гайнияхметович Калитов, народный художник республики, лауреат Госпремии им. Салавата Юлаева, лауреат премии им. Я. Ялкайна, монументалист, живописец и график и сценограф, а также педагог, краевед и писатель – с ним мы простились в прошлом году, и сейчас ему бы исполнилось 70 лет.

ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Автор — Эльвира Каримова

 

Малый выставочный зал Союза художников Республики Башкортостан – одна из любимых экспозиционных площадок уфимцев. Здесь происходят самые задушевные встречи с давно знакомыми и новыми именами, и его небольшое светлое пространство способствует особому настрою, концентрации чувств. Вот и сейчас вновь открывшийся после ремонта зал собрал огромное множество посетителей, потому что в любимом месте собрались почитатели художника, по-настоящему любимого многими поколениями. Георгий Гайнияхметович Калитов, народный художник республики, лауреат Госпремии им. Салавата Юлаева, лауреат премии им. Я. Ялкайна, монументалист, живописец и график и сценограф, а также педагог, краевед и писатель – с ним мы простились в прошлом году, и сейчас ему бы исполнилось 70 лет.

На открытии собрались люди самых разных профессий и возрастов, от студентов до академиков, и не просто из праздного любопытства — у каждого были свои знаменательные и трогательные моменты, связанные с личностью Георгия Калитова. Поэтому торжественное открытие превратилось в вечер воспоминаний, которые помогли добавить новые черты к его образу, такому дорогому для многих. Ценность этой коллекции рисунков, эскизов к картинам и произведений уникальной графики с начала его творческой деятельности и до последних дней, которую собрал его брат, Сергей Калитов, состоит именно в том, что зритель ближе узнал руку и сам дух художника, эволюцию творческого почерка. Юношеские портреты карандашом и дружеские шаржи тушью и гуашью на пожелтевшей бумаге начиная с 70–80‑х годов, в том числе серия иллюстраций к «Золотому телёнку» Ильфа и Петрова (1975 год), летящие линии рисунков «Джованни Боккаччо» (1977 год), карандашный автопортрет (1975 год) — в них уже виден острый глаз автора, точное, лаконичное воплощение характеров, иногда парой лёгких росчерков, иногда с подробной штриховкой и цветовыми акцентами. В них очень сильно ощущается время.
Это было время его студенчества после Бирского детдома, время скитаний по общежитиям, где жили по 9 человек в комнате, начало серьёзного процесса познания в уфимском училище искусств и затем, после армии, в институте искусств. Восхищённая зоркость и пристальное внимание к человеческому лицу — зеркалу души развивались в то беззаботное время, когда он, поклонник Василия Шукшина, ещё щеголял в старой гимнастёрке и кирзовых сапогах; затем было время кожаного плаща, длинного шарфа и фетровой шляпы. Для многочисленных друзей он был Жора Калитов, свой парень, готовый поделиться последним студенческим пирожком. Седовласые теперь однокашники вспоминают, что уже тогда он отличался от других шалопаев и битломанов, какими были они все, особым внутренним стержнем, глубокими вескими суждениями, своеобразным ироничным юмором и, главное, на него всегда можно было положиться, это был самый-самый лучший друг…
Эскизы росписей «Моя Башкирия» — это уже период его работы в Художественном фонде в 80‑х (1982 год, гуашь). Студенты училища, где он долгие годы преподавал, даже не знали, что их учитель делал такие значительные госзаказы, как витражи в Башгосфилармонии и роспись плафона Башкирского Государственного театра оперы и балета, другие монументальные произведения.
Его тяга к истории и духовному наследию родного края начала проявляться в 90-е. На выставке этот период представлен пастелью в духе русского авангарда «Черемисская богоматерь» (1994), автолитографией «Музыканты» (2000), пейзажными зарисовками деревни. Впоследствии эта тяга выльется в несколько книг об истории и традициях марийского народа, последняя из которых, «Жертвоприношение Аркуруку», вышла в год смерти автора.
Эскизы к спектаклю кукольного театра «Долгое-долгое детство» по произведению Мустая Карима (2008), эскизы к картине «Царская грамота» (2011) и другие экспонаты выставки относятся к более поздним периодам творчества. Но всё это, конечно, лишь малая часть необозримого айсберга под именем Георгий Калитов. Никто не знает, сколько ему отпущено, но Георгий создал в жизни очень много, в самых разных областях, словно торопился сделать как можно больше. Зачем, например, художнику переводить марийские сказки, зачем просиживать в архивах, выкапывая исторические справки своей деревни? Собратья-художники называют его человеком эпохи Возрождения, энциклопедистом-универсалом, сродни Леонардо. А сколько времени он уделял ученикам и каким замечательным был наставником, мягко направляя и вдохновляя без давления и критики. Его студенты, многие из которых уже сами преподают, в один голос, взахлёб рассказывают о своём любимом Георгии Гайниевиче, как о человеке большого сердца, о Человеке с большой буквы, давшем не только отличные знания, но изменившем их отношение к жизни, к театру и литературе, к Родине. Да, это был, кроме всего прочего, настоящий гражданин и патриот своей страны. «Связь с землёй, с корнями своего народа — для меня потребность давняя и привычная… Это моя «тектоническая плита», на ней всегда стоял и стою, а если сорвусь, чую — сгину в битве цивилизаций как снежинка. Только с Россией может спастись и сохраниться мой маленький народ, мари… Зрячий увидит, ищущий обретёт» (из интервью Г. Калитова для проекта «Любимые художники Башкирии», книга 1, 2018).

ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: