Все новости
Вернисаж
31 Октября 2022, 23:58

ОДНА ИЗ ПРИЧИН ЖИТЬ

Выставка работ живописца Юрия Леонардовича Уждавини, ушедшего в 2021 году, не дожив совсем немного до 70‑летнего юбилея, проходит в историческом парке «Россия – моя история» на уфимской ВДНХ. Представлено 50 полотен разных периодов творчества из огромного числа картин (более 500), написанных им на протяжении жизни.

ОДНА ИЗ ПРИЧИН ЖИТЬ
ОДНА ИЗ ПРИЧИН ЖИТЬ

Автор — Эльвира Каримова

 

Выставка работ живописца Юрия Леонардовича Уждавини, ушедшего в 2021 году, не дожив совсем немного до 70‑летнего юбилея, проходит в историческом парке «Россия – моя история» на уфимской ВДНХ. Представлено 50 полотен разных периодов творчества из огромного числа картин (более 500), написанных им на протяжении жизни.

Его рука узнаётся с первого беглого взгляда. Мало кому удаётся так живо, небрежно и непостижимо логично составить натюрморт, сделав жанр «мёртвой натуры» таким «говорящим». Верная команда персонажей — цветы, фрукты-овощи, вино — всегда с ним уже много лет. Не утруждаясь светской болтовнёй мелких деталей, автор приглашает — нет, дерзко притягивает зрителя в свою компанию, в мир, где играют крутыми мускулами молодцеватые оранжевые перцы, где истекает сиянием желтая дыня и прямо на глазах краснеют, созревая, зелёные яблоки. Можно прокатиться по лакированному боку лилового баклажана, увязнуть в морозной рыхлости розового арбузного айсберга, узреть нечто сокровенное в роскошных формах солнечной тыквы. Чтобы избежать «кровосмешения», не дать эмоциям выплеснуться через край, автор-хозяин укрощает это многообразное и разновеликое сообщество прерывистыми, как дыхание, но прочными узами чёрных контуров. Для верности он втискивает их всех, бурлящих и скворчащих пламенными оттенками, в тесную сложносочинённую ткань взволнованного фона. Увесистые, категоричные, «вкусные» мазки импульсивной живописи бьют наотмашь. Некоторое исключение делается для непременного бокала вина: изысканное и таинственное, оно прописано нежно, скоро, легко, как жест тоста на негромком пиршестве друзей. Слишком близко подходить к картине опасно — можно обжечься кипящими сгустками витальной энергии; отдельно выхваченный мазок в углу холста может ввергнуть в метафизическую пучину голой абстракции. Иногда хочется попятиться, а то и вовсе ретироваться, но, отдалившись на определённую дистанцию, видишь, как «наобум» слепленные из цвета и света формы самым милейшим образом слагаются в единственно верную композицию. Иногда анархически сочетается нечто не совсем сочетаемое — например, «Сирень, раки, фрукты, вино» (2014), «Раки, пиво, вино, арбуз» (2014), еtc. Условность и метафора приоткрывают завесу ровно настолько, чтобы озадаченный зритель задумался: а не примерещились ли ему странные лица в бутонах цветов и женские прелести в силуэтах груш и гранатов? Впрочем, у автора много обнажённой женской натуры, и его «ню» обладают теми же признаками вопиющей соблазнительности и одновременно целомудренной красоты, как и любой из его фруктов. В пейзажах цвет причудливым эхом озвучивает более широкие пространства, как в работах «Прогулка» (1999), «Наш путь» (2009), «О дожде» (2017).
Свой изобразительный язык Уждавини определил как «сдержанный экспрессионизм», но точнее было бы сказать «еле сдерживаемый». Говорят, ради своего знаменитого пастозного мазка он почти никогда не мыл кисти, и они становились твёрдыми, как камень. Говорят также, что наряду с мастихином он использовал строительный мастерок. Что ж, отец Юрия Леонардовича был инженером-строителем, возводившим город Салават, где и родился Юрий. Не от него ли передалось столь требовательное внимание к построению предметов в пространстве? Как бы то ни было, одно из почётных мест на картинах занимают именно кисти — заскорузлые, невзрачные орудия художника, собранные в букет — строгий памятник ремеслу, которому посвящена жизнь.
На экспозиции много работ последних лет. В 2019 году художник перенёс тяжелый инсульт. Он заново учился двигаться, читать и писать; он до конца жизни не мог вспомнить названия некоторых предметов, любимых плодов, улиц, имена близких. Но стоило ему дотянуться до кисти, и все качества таланта вновь раскрывались с обычной полнотой, едва ли не ярче и неистовее, чем до болезни — свой язык живописца он забыть не мог! К восстановлению его здоровья много сил было приложено женой Светланой. Благодаря ей в последние три года жизни был создан ещё целый ряд замечательных картин. («Подсолнухи», 2019; «Натюрморт с тыквой и кистями», 2019; «Арбуз», 2020; «Цветы и виноград», 2021; другие работы). Живопись, в свою очередь, давала стимул к физической жизни. Картина «Одна из причин жить» (2020) самим названием объясняет его раблезианский восторг бытия. «…Мы живём в очарованьи пятен ярких, в чередованьи звуковом…» (В. Набоков) — и в противостоянии светлых и тёмных сил, между которыми сияет радужная палитра. Картины он писал «светлые» и «тёмные», в зависимости от эмоционального состояния. А вот последняя картина («Незавершённая», 2021), где так странно раскинуты виноградины — словно деления циферблата, постепенно тонущие в небесном океане — она светлая. Светлая, как наша память о большом мастере, о котором трудно говорить в прошедшем времени.

ОДНА ИЗ ПРИЧИН ЖИТЬ
ОДНА ИЗ ПРИЧИН ЖИТЬ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в