Все новости
Вернисаж
26 Ноября 2022, 23:51

ПРОСТРАНСТВО ПЕРВЫХ ОТКРЫТИЙ

К 60-летию уфимской ДХШ №2

ПРОСТРАНСТВО ПЕРВЫХ ОТКРЫТИЙ
ПРОСТРАНСТВО ПЕРВЫХ ОТКРЫТИЙ

Автор — Эльвира Каримова 

 

К 60-летию уфимской ДХШ №2

«Вы не можете научить человека чему-нибудь.
Вы можете лишь помочь ему понять это что-то самому»
(Галилео Галилей)

Живописцы и графики, дизайнеры и архитекторы, иллюстраторы и скульпторы, мультипликаторы и преподаватели – разнообразное множество профессий, прорастая из поколения в поколение, вышло из стен этой школы, начиная собственный яркий путь в радиусе города и республики, страны и мира. Сегодня Детская художественная школа № 2 отмечает своё 60‑летие – это солидный возраст, завершение и начало нового зодиакального цикла – событие знаменательное. Но молодость школы и её статус лишь расцветают с годами, наполняясь новыми силами, идеями и талантами. Произведения мастеров разного возраста, разных судеб и профессий собрались вместе, как яркий калейдоскоп, в залах Уфимской художественной галереи, и это только малая часть художников, причастных к истории и жизни легендарной школы. Организаторы выставки «Школа и вдохновение…» постарались представить преемственность поколений во всей полноте, насколько это возможно. Зрителю открывается образ единого крепкого творческого организма в его развитии и многогранности.

Всё рождалось в 1962 году в полуподвале на улице Белякова, в тёмном и тесном помещении, которое первые ученики и те, кто ещё застал это время, до сих пор вспоминают с огромным теплом. Здесь начинались серьёзная влюблённость детей в бумагу и краски, осознание себя как художника, становление личности. Правда, с 1967 года здесь могли учиться и взрослые — открылось вечернее отделение. Школа была основана выпускником Ленинградского Художественного Училища им. В. А. Серова, уважаемым Виктором Васильевичем Кириченко; он стал первым её директором и преподавателем и вместе с супругой Натальей Константиновной Яблочкиной взял курс на базовое академическое направление изобразительного искусства. (Его проникновенными пейзажами и открывается юбилейная экспозиция). У истоков школы стоял и Николай Митрофанович Супрун, из классов которого также вышло множество талантливых художников. Выпускниками школы были Евгений Винокуров, Александр Дворник, Рамиль Латыпов, Рамиль Маглиев, Юрий Уждавини, Миля Гатауллина, Хайдар Кульбарисов, Григорий Загвоздкин, Рашит Хабиров — всех не перечтёшь. В разное время там преподавали М. А. Назаров и А. Кашаев, Р. Ахметвалиев и С. Гилязетдинов, Г. Голубев (директор с 2000 по 2010 гг.) и А. Гарипов (директор с 2010 по 2016 гг.), Ф. Нуриахметов, О. Фоминкова, И. Севастьянова и многие, многие другие. Те, кто приходит работать в эту школу, обычно остаётся в ней надолго. Сейчас там сформирован слаженный творческий коллектив профессионалов международного класса, таких как Б. Самосюк, О. Самосюк, Ф. Исмагилов, М. Боцьковская, С. Леконцев. На выставке работы ранних поколений перемежаются с более поздними, кто вышел из стен уже нового здания на улице Бабушкина, просторного и светлого; там развивалась история школы с 1999 года, и по сей день продолжают расцветать новые имена. Вместе с помещением увеличивалась численность детей и ширился круг дисциплин. Сейчас школа, помимо классических предметов — живописи, рисунка и композиции, проводит обучение дизайну, ДПИ (лоскутное шитьё и дизайн одежды, войлочное валяние, авторская кукла и керамика). Даются основы графики и компьютерной графики, скульптуры, искусствоведения и архитектуры. Художник-учитель — «профессия дальнего действия», и неизвестно, как «выстрелит» дарование ребёнка.
Любимая тема живописи Сергея Леконцева, преподавателя ДШИ № 2 с 2004 года — это классы родной художки, дети в процессе школьных дел, своеобразное бытописание их жизни, вдумчиво‑поэтическая атмосфера школы.
— Наша школа — это пространство первых открытий необыкновенного окружающего мира, где ты можешь научиться любить этот мир и передавать любовь через творчество, — говорит С. Леконцев.
— Именно детское осознание великой цели помогает правильно выстроить жизнь. Международный конкурс детского художественного творчества имени А. Э. Тюлькина, проводимый нашей школой уже много лет с 1999 года, теперь он уже 15-й по счёту, — это ещё одна возможность для детей проявить себя на более высоком уровне, и увидеть, как творчество объединяет людей. Мои ученики часто становятся героями моих картин. Ведь они напоминают и мою первую встречу с художественной школой. Так на холсте остаётся наша общая сопричастность Творчеству».
На выставке он представил картины «Мы — художники», 2017; «Вспоминая Нестерова», 2017.
Расих Ахметвалиев, ныне заслуженный художник Башкортостана, преподавал с 1978 по 1994 гг.
— Было интересное время, незабываемые люди, преподаватели всех возрастов, с разной методикой преподавания. Просмотры превращались в бурные диспуты, где в жарких спорах рождалась истина. Мне нравилось преподавать, и многие мои ученики стали хорошими художниками, чему я очень рад. На этой экспозиции выставлена его картина «Прозрачные всадники», 2004 г.
Флюр Исмагилов, преподаватель:
— Вот уже 10 лет, как я пришёл в школу № 2, где работаю до сих пор. Вначале просто приходил к друзьям, тянуло сюда, а когда включился в работу, увидел сильный творческий коллектив, почувствовал стержень, особенный характер самой школы, её дух. Учителя помимо конкретной академической программы ведут демократическую, ненавязчивую работу с каждым из учащихся, стараются уловить его индивидуальность. Учитель сам должен быть в хорошей форме, художка обязывает работать над собой, расти. Наши преподаватели пишут сами, активно участвуют в выставках, симпозиумах, семинарах и конкурсах; развиваясь, развивают детей. Часто старшие поколения бывают на уроках, поддерживают, советуют. Критика присутствует, это необходимо. Мне нравится дружеская атмосфера в школе, когда дело успешно сочетается с душевным комфортом. Выставка вышла хорошая, разноплановая. Жалею об отсутствии работ некоторых ярких личностей, например, Мили Гатаулиной, Юрия Уждавини, Михаила Назарова — с ними было бы ещё круче. (На выставке представлены его картины «Два ангела», 2015 и «Чёрная баня», 2013)
Азамат Гарипов, преподаватель с 1988 года, директор школы в 2000–2016 гг.
— Надо отметить, что качественный уровень наших студентов к настоящему времени вырос кратно. Иногда вынимаю их старые работы, они у меня по годам разложены, смотрю учебные постановки, вижу, что не хватало академической школы, натюрморты были простоваты. Зато ностальгически вспоминаю те весёлые времена, когда Глеб Голубев, будучи директором, а затем и я претворяли в жизнь новые подходы, когда каждый урок мы старались превратить в театральное действо, поставили много интереснейших спектаклей, от «Золотого ключика» до фантастических образов по произведениям Станислава Лема; устраивали шутливые посвящения в художники, и это стало школьной традицией. Очень полезны наши школьные выставки-конкурсы академического рисунка и живописи, это серьёзные вещи». (На нынешней выставке можно увидеть замечательные иллюстрации Гарипова к произведению Гали Ибрагимова «Кинзя» в технике монотипии и акварели).
Борис Самосюк и его супруга Ольга Самосюк, оба заслуженные художники РБ, работают в школе «на двоих» больше 40 лет, и их собственной плодотворной творческой работе школа не мешает, а лишь помогает.
— Большое счастье для меня было попасть в интересный профессиональный коллектив — до этого я прошёл и завод, и Дом пионеров, и общеобразовательную школу — рассказывает Борис Алексеевич. — Хорошие результаты и отдача от учеников вдохновляют, и некоторые свои идеи, композиционные и мировоззренческие — мифология, история религий — не реализованные по каким-то причинам в собственном творчестве, можно отработать вместе с ними. За годы работы, которые пролетели очень быстро, дети изменились, у них компьютер в голове. Но задачи, определенные тенденции классического образования остались прежними. Был период — лет 5–7 назад, когда была очень востребована архитектура, и есть у нас ребята, сразу поступившие в столичные архитектурные вузы; сейчас это компьютерный дизайн. Наши ученики есть и в Высшей школе экономики в Москве, занимаются программированием арт-бизнеса… Основное правило — не принуждать никого учиться, не довлеть своим стилем. Уйти от влияния стиля учителя иногда тяжело, но ученик должен иметь свой язык.
Выставка показывает нам самые разные изобразительные «языки» и направления, огромную палитру талантов. Ринат Миннебаев, ныне сам преподаватель дизайна художественного отделения Уфимского училища искусств (колледжа), относит себя к «левому крылу» школы; здесь он представил яркий абстрактный диптих «Аmbient» (2021 год, рельеф, макулатурная полиграфическая бумага). В 1979 году его взяли в школу № 2 сразу в 3 класс.
— За два года я окончил школу и выпустился с красным дипломом. С тех пор чудеса случаются постоянно! Огромная благодарность моему учителю Зое Николаевне Лебедевой в её судьбоносном для меня решении взять меня, поверить в мои силы. Сейчас в училище мы с особой радостью принимаем детей из школы № 2, их к нам приходит немало. Там неизменно хорошие базовые знания, дисциплина и серьёзное отношение к творчеству.
Такая же история случилась и с Лианой Мкртчян, когда в 2002 году она принесла в школу свои первые ереванские рисунки.
— Несмотря на сильное волнение, я сразу почувствовала в этих стенах что-то родное и близкое. Получилось поступить сразу в третий класс! Очень благодарна Ирине Асхатовне Севастьяновой за тёплый приём, за интересные лекции, конспекты которых храню до сих пор. Школа — одна большая семья, где педагоги дарят не только знания, но тепло и заботу. Благодаря ей я поступила на дизайн в Уфимское училище искусств, а затем и в Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова. Сейчас Лиана преподаёт в Армянской воскресной школе и активно работает как живописец, она дипломант многих выставок и конкурсов. На выставке представлены её полотна «Отдых», 2012 г. и «Старая фотография», 2014 г.
Хайдар Кульбарисов, бывший выпускник и преподаватель школы (1989–99 гг):
— За плечами у нашего и более поздних поколений художников солидный творческий багаж, но фундамент был сформирован ещё в далёких 60-х, когда наш педагог Николай Митрофанович Супрун терпеливо объяснял, что такое «состояние» и как следует выстраивать отношения земли и неба…
Земля и небо по-разному звучат в живописи Э. Басареева, И. Гильманова, Л. Кирилловой, Р. Ахметшина, Р. Гайнуллина, И. Валеева, в графике А. Утяганова, О. и Б. Самосюк, А. Брайцара, Г. Голубева, М. Копьёва. Солидно представлены произведения ДПИ — это медь и эмали С. Гилязетдинова, бумажные арт-линии Г. Скворцовой, лоскутное шитьё О. Фоминковой, О. Суткевич, С. Марковой, Л. Гильмановой, Е. Шевченко и Ж. Грибовой, гобелены Л. Ароновой; интересны скульптурные произведения Ф. Нуриахметова и А. Зеленина, создавшего установленный в парке Победы в 2021 году монумент для мемориала «Мост памяти». Все эти и многие другие работы создают впечатляющую, мощную картину школы, которая продолжает свои традиции, активно участвует в художественных событиях широкой географии и диапазона, выпуская юные таланты в пространства новых открытий.

ПРОСТРАНСТВО ПЕРВЫХ ОТКРЫТИЙ
ПРОСТРАНСТВО ПЕРВЫХ ОТКРЫТИЙ
ПРОСТРАНСТВО ПЕРВЫХ ОТКРЫТИЙ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: