Все новости
Вернисаж
26 Ноября 2022, 23:58

«ЯЙЛЯУ»: ТЕПЛО НАРОДНОЙ ДУШИ

С 20 сентября по 4 октября в галерее народного искусства «Урал» проходил республиканский конкурс-фестиваль мастеров художественного войлока «Яйляу». В нём приняли участие лучшие мастера из городов Уфы, Нефтекамска, Октябрьского, Учалов, Белорецка, Сибая, Салавата, Кумертау и города Ош (Кыргызстан), а также из Чишминского, Иглинского, Краснокамского, Зианчуринского, Бижбулякского, Дюртюлинского, Илишевского, Кушнаренковского, Зилаирского районов Башкортостана и посёлка Межозёрный Челябинской области. Были представлены практически все виды и жанры войлочного искусства, традиционные и современные приёмы изготовления артобъектов – всего более 70 работ, включающих панно, костюмы и аксессуары, игрушки и объёмно-пространственные композиции. На открытии прошло дефиле народных и авторских костюмов, созданных из этого удивительного материала.

«ЯЙЛЯУ»: ТЕПЛО НАРОДНОЙ ДУШИ
«ЯЙЛЯУ»: ТЕПЛО НАРОДНОЙ ДУШИ

Автор — Эльвира Каримова

 

С 20 сентября по 4 октября в галерее народного искусства «Урал» проходил республиканский конкурс-фестиваль мастеров художественного войлока «Яйляу». В нём приняли участие лучшие мастера из городов Уфы, Нефтекамска, Октябрьского, Учалов, Белорецка, Сибая, Салавата, Кумертау и города Ош (Кыргызстан), а также из Чишминского, Иглинского, Краснокамского, Зианчуринского, Бижбулякского, Дюртюлинского, Илишевского, Кушнаренковского, Зилаирского районов Башкортостана и посёлка Межозёрный Челябинской области. Были представлены практически все виды и жанры войлочного искусства, традиционные и современные приёмы изготовления артобъектов – всего более 70 работ, включающих панно, костюмы и аксессуары, игрушки и объёмно-пространственные композиции. На открытии прошло дефиле народных и авторских костюмов, созданных из этого удивительного материала.

Один из древнейших материалов на планете, известный со времён Ноева ковчега, — войлок веками был незаменим во всех областях жизни народов, и не только кочевых, называемых «людьми войлочной цивилизации». На перечисление областей его применения от древности до наших дней уйдёт не одна страница. Это и строительство жилищ, и изготовление одежды и обуви, элементов интерьера и экстерьера (когда-то им даже обивали крепостные стены от вражеских стрел). Чепраки и попоны для коней, бурки и плащи, подкладки для шлемов, домашняя утварь — для всего этого и многого другого плотный, пластичный, лёгкий и тёплый войлок — лучшая защитная, хранящая тепло субстанция. Чего стоят одни русские валенки, известные во всём мире! На войлоке жили, видели сны и уходили в мир иной; веками он был верным помощником в быту, но служил не только для насущных нужд.
Извечное стремление человека к красоте с первых дней появления нетканого материала из шерсти овец и коз (а также верблюдов, яков и даже кроликов), его сакральное значение сделали войлок неотъемлемой частью народной художественной культуры древних. Ковры и кошмы, костюмы и головные уборы искусно украшались символами, орнаментами и тамгой. Яркий пример — Пазырыкские курганы на Алтае с филигранными войлочными артефактами, полотна с аппликациями — точными и экспрессивными изображениями животных и людей, датируемые III веком до нашей эры; они свидетельствуют о высочайшем уровне войлочной культуры.
В традициях башкир войлок издревле занимал важнейшее место. На просторах летних стойбищ — яйляу, куда люди собирались аулами и жили до осени, пасли скот и отдыхали, стригли овец, устраивали сабантуи и свадьбы, валяние было общественным действом, которое выполнялось всем миром. Изделия, хранящие тепло человеческих рук и самой народной души, до сих пор удивляют своей натуральной красотой и оригинальностью. Отсюда такая широкая география и республиканского фестиваля-конкурса «Яйляу», направленного на возрождение и развитие войлочных традиций; отсюда и множество участников — часто и сейчас вой­лочники работают творческими коллективами, сообща.
Рассказывает заведующая Галереей народного искусства «Урал» Карима Шариповна Кайдалова, автор идеи и организатор фестиваля, куратор и автор многих подобных проектов:
— Творческий проект «Тамга», с которого всё началось, был приурочен ко Всемирному курултаю башкир 2002 года, а точнее, к республиканскому фольклорно-трудовому празднику «Ступая на белый войлок…». В селе Бурангулово Абзелиловского района были организованы первые семинары-практикумы; учителями были мастерицы из села Бурангулово, деревни Рыскужино и посёлка Амангельдино. В Бурангулово базировались несколько лет. Когда освоили технологию, пригласили Талгата Хасановича Масалимова, профессора, заслуженного художника Башкортостана и России, открывшего Центр художественного войлока при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы. Студенты и выпускники его мастерской неизменно показывают высокий уровень владения искусством художественного войлока, те знания, где традиции прорастают в современность, держат связь с коллективами из городов и сёл республики. Возникли новые проекты — «Урал-батыр» (1 место на Евразийском конкурсе национального костюма «Этно-Эрато» в Москве в 2014 году), затем были «Кышбабай и Кархылыу», «Кушьяуылык», «Каргатуй» и другие проекты. Ко многим из них, как и к «Яйляу», я привлекла в качестве дизайнера Ольгу Юрьевну Суткевич, художника по текстилю, мастерицу ДПИ, руководителя клуба лоскутного шитья «Надежда»; она вошла в состав жюри и этого конкурса; председательствовал Т. Х. Масалимов.
Нелегко было оценить все произведения «Яйляу» при всём их стилевом и жанровом разнообразии и множестве техник. Гран-при получил проект «Курай» — панно-полиптих внутреннего убранства юрты (участники из городов Учалы, Октябрьского, Кушнаренковского и других районов). Лауреатами 1 степени стали: Ольга Серебренникова, г. Уфа, в номинаци и «Артобъект» (композиция «Многоликая»); Алия Исламгулова, г. Уфа, в номинации «Панно» (триптих «Древо жизни»); Сагира Галиуллина, Белорецкий район, в номинации «За приверженность народным традициям» (серия кошм «Тамьянские маниры»); творческий коллектив мастеров г. Учалы в номинации «Войлочный костюм» (коллекция «Каргатуй» по северо-западному комплексу башкирского костюма).
Хотелось бы отметить каждого из мастеров и тех, кто делает первые успехи в этом искусстве — более 60 участников. Впечаляют панно «Жизнь кочевника» Мырзаим Ормоновой (г. Ош, БГПУ им. Акмуллы, рук. Т. Масалимов); орнаменты «Тарткы» Асии Гайнуллиной (г. Сибай, заслуженный работник культуры РБ); панно «Чудо-могжизе» Федаила и Татьяны Хабибуллиных (Чишминский район) и множество других талантливых работ.
Все они замечательны и оригинальны по-своему — уникальная фактура войлока в сочетании с натуральной цветовой гаммой наполняется тонкими, сложными оттенками, придаёт особую воздушность, «летящую» экспрессию изображениям. Валяние «сухое» и «мокрое», освоение новых авторских приёмов и старейших технологий — процесс сложный, трудоёмкий. Он подвластен лишь людям, отдающим этому искусству всё богатство души и силу вдохновения. Таких мастеров в республике много. Войлок, оживая, излучает их теплую энергию, и поэтому он столь притягателен для зрителя.

«ЯЙЛЯУ»: ТЕПЛО НАРОДНОЙ ДУШИ
«ЯЙЛЯУ»: ТЕПЛО НАРОДНОЙ ДУШИ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: