Автор — Эльвира Каримова
В преддверии Нового года в залах Уфимской художественной галереи открылась выставка к 65‑летию Муллаяна Хабибяровича Давлетьярова (1957–2015), заслуженного художника Республики Башкортостан, члена Союза художников России с 1995 года, доцента Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова, члена творческого объединения «Артыш». Экспозиция, включающая более чем 50 живописных работ художника, стала настоящим праздником для тех, кто его знал лично, помнит его творчество, и для тех, кто впервые открыл удивительный мир его произведений.
Его картины очень музыкальны. Проникаешь в их звучащее пространство, как в маленькую, заключённую в квадратное поле симфонию — медовую, древесную, хлебную. Ритм ромбов и трапеций — крыши и перелески, лоскуты лугов и пашен, облака и уходящие вдаль холмы — особая ритмическая комбинация форм и оттенков цвета и света создаёт цельную, захватывающую композицию, мягкую по звучанию и невероятно созерцательную. Появляется впечатление движения, неспешной динамики природы, её мелодия («Музыка ушедшей осени», 2010; «Беседа», 2008). Его фиалковый синий — цвет вечерних теней на избушках и заборах, он же — цвет любимых им лошадей и коз, звучит ещё глубже, контрастируя с тёплыми тонами жёлтой охры и кирпично-красного (он не использовал чистый, «лобовой» красный); хор колористических обертонов подобран так искусно, как создаёт своё филигранное произведение мозаичный мастер. Это взгляд влюблённого в природу тонкого созерцателя. В то же время изобразительный язык весьма лаконичен, деликатен в деталях, символичен. Несмотря, а может, и благодаря своеобразию стилизации, пейзажи удивительно узнаваемы — родные бураевские просторы с пологими склонами гор и стрелами посадок, с неожиданной лазурью водоёмов, рифмующейся с небом — неброские приметы деревенской жизни, окружавшей автора в детстве. (Серия «По народным мотивам»,1996–2003)
Всё его творчество — мотивы народные. Декоративность, где-то почти дизайнерский подход — это тоже отблески детства — от домотканых дорожек и вышивок, простых узоров, в которых сокрыты ритм и напев самой здешней природы и патриархального уклада жизни талантливых сельчан (а мы знаем, как богата бураевская земля на художественные дарования). Его персонажи часто сидят босыми ногами на земле, словно впитывая её родную животворящую энергию. Человек неотделим от своих корней — это послание художника словно подхвачено уроженкой Бураевского района художницей Милей Гатауллиной, давно живущей в Москве — её живописные принципы и тема малой родины перекликаются с живописью Давлетьярова.
На картине «Отблески» (2012) золотые закатные отсветы за спинами идущей вперёд молодёжи мистическим образом отражаются в «зеркалах» деревенских крыш как полустёртые старые фотокарточки, почти забытые фантомы прошлого, отблески памяти о предках. Аллегория памяти звучит как тонкое, неназидательное напоминание молодым.
Муллаян Хабибярович работал щепетильно, скрупулёзно и предельно аккуратно, подолгу священнодействуя над цветом, композицией, идеей в тишине своей мастерской. По словам его вдовы Валиды Булатовны, он закрывался там от забот и рутинных проблем внешнего мира, не любил в них встревать. А коллеги по институту, где он преподавал много лет, вспоминают его как необыкновенно скромного человека, глубокую интересную личность, чей внутренний свет и душевная открытость притягивали к себе и студентов, и старшие поколения. Как просто, доходчиво, лаконично он доносил знания, и каким чутким был другом, всегда первым приходившим на помощь. «Мы в семье часто вспоминаем Муллаяна, — рассказывает художник Талгат Масалимов. — Это был душевно тонкий, позитивный и цельный человек. Ведь он был и скульптором, и графиком, и великолепным резчиком по дереву. До сих пор храню его скульптурку — дипломную работу в училище, это уже был очень качественный уровень. К его второй персональной выставке постараемся представить ненапечатанные линогравюры и не известные зрителю акварели».
Акварельные пейзажи Италии Давлетьяров писал в Неаполе, где провёл три последних года жизни и живописные окрестности которого исходил вдоль и поперёк. «Дарил работы новым друзьям, врачам, знакомым. В Центре русской культуры состоялась его выставка, вызвавшая тёплые отклики в итальянской прессе. Но сердце его оставалось на родине», — вспоминает супруга. Он умер в Неаполе на 58‑м году жизни; тело перевезено в Россию и покоится в родной деревне.
Огромная благодарность Валиде Булатовне, его верной сподвижнице, сохранившей для нас в отличном состоянии замечательные картины — наследие талантливого художника — как яркие отблески его большой души.