Все новости
Вернисаж
26 Февраля 2023, 00:16

Пейзаж как откровение

Зрителям давно известны и оценены достижения башкирской пейзажной школы ХХ века, яркими представителями которой были Б. Домашников, А. Бурзянцев, П. Салмасов, В. Пустарнаков, В. Позднов. ХХI век открыл нам новые имена. Среди них имя Рифа Мударисовича Абдуллина, чья юбилейная выставка, посвящённая 75‑летнему юбилею со дня рождения, открылась в залах Башкирского художественного музея им. М. В. Нестерова.

Пейзаж как откровение
Пейзаж как откровение

Автор — Валентина Сорокина

 

Зрителям давно известны и оценены достижения башкирской пейзажной школы ХХ века, яркими представителями которой были Б. Домашников, А. Бурзянцев, П. Салмасов, В. Пустарнаков, В. Позднов. ХХI век открыл нам новые имена. Среди них имя Рифа Мударисовича Абдуллина, чья юбилейная выставка, посвящённая 75‑летнему юбилею со дня рождения, открылась в залах Башкирского художественного музея им. М. В. Нестерова.

Риф Мударисович — воспитанник башкирской школы живописи. В 1968 году он закончил Уфимское училище искусств, а в 1980‑м — художественное отделение Уфимского института искусств. В начале творческого пути продолжил линию, начатую ещё в институте, он обращается к жанровой и портретной живописи. В 1980‑х пишет портреты сына, картину «Семья», уже в них выявляя лирический характер своего дарования, хорошее владение композицией, незаурядные способности рисовальщика и портретиста. Позже, в 1990 году создаёт композицию «Бабушкин палас» с ностальгическим чувством отображая в ней свою любовь к родному краю, народным традициям.
В последующие годы главное место в его творчестве занимает пейзажная живопись. Он много путешествует по Башкирии в поисках новых мотивов, настроений и постоянно работает с натуры.
Риф Мударисович вспоминает: «Рашит Нурмухаметов, наш учитель, часто загружал фондовский автобус холстами на подрамниках, брал нас, молодых, и мы ехали на этюды. Я видел как, быстро и умело он работал, не просто копируя натуру, а вкладывая в работу мысль и настроение. Это была для меня хорошая школа».
Со временем Абдуллин стал подлинным мастером пленэрного пейзажа, который представлен в экспозиции выставки. В его натурных пейзажах есть неповторимая свежесть, они убедительны в рисунке, живописи. Им присущи непритязательность мотивов, искренность и эмоциональность чувств, лёгкое свободное письмо. Во всём этом угадываются традиции башкирской школы, а также замечательных мастеров советского пейзажа А. Грицая, Н. Ромадина.
Поездки для Рифа Мударисовича — это глоток свежего воздуха, обновление впечатлений и взгляда на мир. На выставке присутствуют работы, созданные в 2006 году в Париже, цикл пейзажей России, которые он писал, будучи участником ряда пленэров. В 2018 году во время участия в Международном пленэре «Палитра русского Севера» были написаны пейзажи Великого Устюга с изображением величественных белокаменных соборов. Любовь к России, её истории, культуре определяет также содержание произведений, исполненных живописцем в 2020 году на родине Аркадия Пластова в Прислонихе, где он был куратором всероссийской школы-пленэра.
Основное содержание творчества Р. Абдуллина характеризует обширная серия композиционных пейзажей, посвящённых родному Башкортостану.
Его полотно «Противостояние» (1992) написано в послеперестроечные годы, ставшие для страны периодом переосмысления идей, традиций. Художники искали изобразительный язык, способный передать дух смятенного времени и собственный взгляд на мир. Широкое развитие получили формы авангардных направлений. Не избежал этих влияний и Р. Абдуллин. В работе «Противостояние» со стилизацией форм и цвета в ней — столкновение пластических линий и цветовых объёмов, словно воплощающих душевное смятение и переживания автора. Композиция «Рассвет на Белой» (1999) также несёт определённую условность, декоративность цветового решения. Но красота и поэтичность пейзажного мотива в ней, нарядность цвета несут мелодию света и жизнеутверждения. Эти качества определяют сущность творчества живописца и этими нотами озвучивают экспозицию выставки в целом.
Анализ произведений художника, исполненных в два последних десятилетия, убеждают в том, что природа — зовущая, с её лирической и романтической красотой — находит в них яркое образно-поэтическое отображение. Его пейзажи стали тем откровением, с которым он говорит со зрителем о вечности, о любви к Отечеству и жизни. Очевидно, что живописец пришёл к более реалистическому письму, найдя свою импровизационную манеру с вибрирующими мягкими мазками и красками. Он обрёл свой мир, наполненный ощущением незыблемости, гармонии и спокойствия. В пейзажах «Осень» (2005), «Малиновый дождик» (2007) автор акцентирует звучание цвета, преображая реальную природу в лирико-романтические образы, одновременно волнующие своей живописной выразительностью.
Одна из лучших работ Р. Абдуллина «Серебряный остров» (2009) обращает на себя внимание проникновенным состоянием, настроением, тщательно разработанной нюансировкой колорита. Оттенки серебристого, охристого тонов в сочетании с синим рождают ощущение богатства цветовой палитры и подчёркивают романтический строй холста.
Живопись Р. Абдуллина — явление здоровое, полнокровное. Мастер достойно вписал её в историю башкирского изобразительного искусства.
Риф Мударисович — человек активный, целе­устремлённый, он успешно строит свою жизнь в разных направлениях, сумев сделать главным творчество. Долгие годы работал в художественном фонде, был его главным художником, в 1999 году стал инициатором создания на малой родине в Миякинском районе картинной галереи и художественной школы, на фасаде районного дома культуры в Киргиз-Мияках исполнил мозаичное панно. Земляки удостоили его в 1994 году звания лауреата премии имени Мифтахетдина Акмуллы. В 1999–2002 годах возглавлял Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова, а с 2004 года — доцент кафедры факультета изобразительного искусства Уфимского института искусств им. З. Г. Исмагилова. Удостоен Благодарственного письма ректора МГУ В. А. Садовничего за вклад в воспитание творческой молодёжи.
Заслуженный художник России и Республики Башкортостан Риф Мударисович Абдуллин летом везёт студентов на своей машине на пленэры. Его задача, чтобы высокая традиция жила и продолжалась. Он делает всё для этого.

Пейзаж как откровение
Пейзаж как откровение
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в