Все новости
Вернисаж
27 Февраля 2023, 00:01

МЕТАФОРЫ

В малом выставочном зале галереи Союза художников Республики Башкортостан в январе прошла персональная выставка живописи члена РО ВТОО «Союз художников России» Флоренс Вантеевой под названием «Метафоры».

МЕТАФОРЫ
МЕТАФОРЫ

Автор — Эльвира Каримова 

 

В малом выставочном зале галереи Союза художников Республики Башкортостан в январе прошла персональная выставка живописи члена РО ВТОО «Союз художников России» Флоренс Вантеевой под названием «Метафоры».

Русла рек, капилляры-ручейки, разветвлённое множество каналов жизненной энергии на поверхности кленового листа, словно линии судьбы. И крохотная лодочка перед непростым выбором — куда двигаться дальше. «Выбор пути стоит каждый день перед нами. Незначительный, на первый взгляд, поступок приведёт в итоге к другой жизни» (из аннотации Ф. Вантеевой, «Выбор», 2015). Линии судьбы и человек на распутье вторят теме древесного листа — но теперь на поверхности ладони, как сеть тропинок среди пустыни. Предопределён ли наш путь или мы в силах изменить судьбу? («Линии жизни, 2015»). С этими картинами рифмуется полиптих «Философия любви» (2021). На ней — прихотливая игра природных фактур и форм: контраст грубой коры дерева и прожилок хрупкого листа, написанных в предельно реалистичной манере. Пять модулей, каждый из которых — это своеобразная новелла-метафора мужского и женского начала, складываются вместе в целостную картину. «Не бывает идеальных отношений. Они прекрасны, но хрупки, их нужно беречь» (Ф. Вантеева). О непростых отношениях личности с внешним миром — человек в стеклянном кубе на картине «Личное пространство» (2021), идею которой Флоренс объясняет так: «Это можно увидеть двояко — человек закрылся от мира или это его выбор — погрузиться в свой мир творчества, внутренний мир».
Тема дороги в её символическом смысле (жизненный выбор, изгибы судьбы) звучит в зимнем пейзаже «Дорога» (2020), в картине «Дельта», (2015) и в других работах, органично сливаясь с темой Времени. «Время — сущность, способная из торнадо наших бед перейти в спокойные, гармоничные песочные замки, хрупкие, но прекрасные» (Ф. Вантеева). Впрочем, автор не настаивает на единственно верном прочтении своих сравнений, главное — увидеть поэзию жизни так, чтобы простой древесный листок вырос до глубоких философских обобщений.
Метафоры подстерегают повсюду, неожиданно возникая в реальных объектах природы, меняя привычные представления о вещах, дополняя их смыслы. Белоснежная раковина может оказаться изящным замком на берегу моря («Дом у моря», 2021); в песочных часах вырастают призрачные города («Время», 2020); ритм дождя напоминает зигзаги кардиограммы («Дождь за окном», 2019); и даже скомканная страница старых стихов как метафора разочарования отбрасывает тень в виде взмывающей вверх птицы надежды. («Разочарование… Поэзии полёт», 2022). Особая тема — ангелы. Их крылья укрывают от бед, помогают в трудную минуту. («Мои хранители», 2021; «Жизнь», 2020; «Уставший ангел-хранитель», 2022). Графичная, сдержанная и кое-где словно подёрнутая лёгким морозцем цветовая гамма и парадоксальный баланс масштабов, лирика перекликающихся сюжетов и точные природные наблюдения создают особый поэтический настрой, свойственный её творческой манере. Неудивительно, поскольку Флоренс сама пишет стихи: «Картины этого цикла можно назвать визуальными стихотворениями. Иногда мне легче изобразить яркое поэтическое сравнение прямо на холсте».
У Флоренс были замечательные учителя. В Уфимском училище искусств её преподавателем был Рамиль Рафаэлевич Маглиев, на худграфе БГПУ защищала диплом у Александра Ивановича Масленникова. Выпускницей познакомилась с Виктором Ивановичем Суздальцевым, человеком поразительной доброты и душевной щедрости. Брала уроки у него в мастерской и на пленэре около года; они дружны по сию пору. Пейзаж, любимый жанр Флоренс, благодаря этому мастеру обрёл новые черты. «Это поэтичный, хотя и сдержанный человек; он очень помог мне в понимании акварели. С ним я стала чувствовать себя смелее», — рассказывает она.
Сейчас у самой Флоренс немалый опыт преподавания изобразительного искусства — несколько лет работала в уфимской ДХШ № 2, затем — в изостудии «Колорит», которой отдаётся много времени и творческих сил. Там помимо базовых знаний дети занимаются ДПИ и мультипликацией; обучение ведётся с использованием авторской техники мамы художницы, в прошлом педагога с многолетним стажем. Её памяти посвящена картина «Мои ангелы-хранители». Занятия с детьми дают неожиданные импульсы вдохновения, открывают новые приёмы и идеи для творчества самой художницы, экспериментирующей с материалами и стилями, с цветом и композицией. У Флоренс трое детей, и они тоже учатся находить прекрасное в простых проявлениях природы, чувствовать себя одним целым с огромным миром, полным удивительных метафор.

МЕТАФОРЫ
МЕТАФОРЫ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в