Все новости
Вернисаж
3 Апреля 2023, 13:00

Какова сегодня деревянная скульптура?

Первая полноценная Республиканская выставка скульптуры состоялась в 1997 году. Тогда экспозиционную поддержку составили работы БГХМ им. М. В. Нестерова. Затем выставка 2006 года в самом музее, которая носила российский статус. Были приглашены друзья-коллеги из городов России. Потом Республиканская выставка 2014 года с участием троих москвичей, бывших уфимцев. И наконец – Республиканская выставка деревянной скульптуры 2023.

Какова сегодня  деревянная скульптура?
Какова сегодня деревянная скульптура?

Автор — Владимир Лобанов

Низкая периодичность выставок объяснима: мало сил. Секция скульптуры — одна из самых малочисленных в Союзе художников РБ. Сегодня это 10 человек. За последние три года ковид унес четверых, это Хусаинов Радик Алифович, Дворник Владимир Александрович, Маглиев Айрат Рафаэлевич, Гилязов Ильшат Фаритович. И все же очередная выставка скульптуры состоялась. К всеобщему увивлению, экспозиция объединила 20 авторов: 18 скульпторов, одного живописца и одного графика. Представлено 60 скульптур, 12 живописных и 12 графических произведений. Объём работ соответствует мерному наполнению залов Уфимской художественной галереи. Выставка выдерживает статус республиканской, участвуют Уфа, Белебей, Сибай и Янаул. Правда, есть одна особенность. По количеству представленных произведений выделяется пять–шесть авторов, кто-то показал десять работ, кто-то одну. Но ведь экспозиционное поле не всегда учитывает авторство, ему важна пластическая связь зала, его визуальное и эмоциональное состояние. А оно заявляет однозначно: очередная выставка скульптуры получилась. Получилась чистой и красивой. Это благодаря экспозиционной поддержке живописи Мидата Мухамедова и графики Алсу Диваевой. И, конечно же, большому объединяющему началу — дереву. Это уникальный скульптурный материал, очень подвижный, живой, со своей персональной историей, цветом и запахом. Дерево можно рубить, точить, резать, клеить, тонировать, красить. Оно выдерживает любую изобразительную форму.
И какова же сегодня деревянная скульптура? Первая «республиканская» скульптура была уже четверть века назад, огромный срок. За это время ушли люди, которые создавали определенную на то время среду и пластику. Развитие любого ремесла зависит от инициативы авторитета и преобладания школы. Волею судеб таким человеком стал Н. А. Калинушкин, заслуженный художник России, преподаватель худграфа БГПУ, затем профессор скульптурного отделения института искусств. Но не его собственная пластика была главенствующей, а чувство безоговорочного интереса к скульптуре, к её глубокому пространству, чувству меры, ритма и необходимости. Это чувство сохранилось в его учениках, а потом и в учениках их учеников. Это не заслонило их индивидуальности, но позволило развиваться и создавать новую скульптуру. На выставке живёт «школа Калинушкина» в развитии поколений. И вполне естественно, что его работы присутствуют тоже. Мы чтим память своих учителей и стараемся быть достойными их. Сегодня, как и прежде, скульпторы работают над портретом фигуративными и жанровыми композициями. Но поиски чистой знаковой ассоциативной формы являются преобладающими. Скульпторы чаще используют пластические принципы древних культур, прибегают к откровенной конструктивности, порой кинематике. Такие работы, как «Деревянные игрушки», «Пересечения в пространстве» Ф. С. Нуриахметова, «Аэлита», «Юность», «Генезис» Р. Р. Нигматуллина, составляют экспозиционную основу выставки. Размерами, активным ажуром силуэта, яркой раскраской демонстрируют сегодняшнюю стилевую направленность скульптуры, исповедуя при этом классические темы любви, рождения, романтики детства. Эта работа наших ведущих мастеров, но они активно поддержаны молодёжью. Полученное образование, естественная консервативность скульптурного ремесла, к счастью, не предлагают пути актуального искусства. Работы молодых сугубо скульп­турны, наполнены динамикой силуэта, смелым прорывом пространства, ярким цветом и так же исповедуют классические темы любви, борьбы, прощения. Такие работы, как «Падение» И. Ф. Файзуллина, «СУ-Аносы» В. Ш. Хасанова, скоро придёт к К. М. Журиной «Возвращение» Е. Теличко — смелы, скульптурно степенны, красивы и так же демонстрируют сегодняшнюю стилевую направленность нашей деревянной скульптуры. Свою линию развития предлагают и скульпторы городов РБ. Работы Д. Прокудина, занимая различные части и пространства зала, удачно дополняют экспозицию формальной игрой ритмичных объёмов. Скульптурная семья Союза художников жива и дееспособна. У неё есть завтрашний день. Скорее всего, дальше будет что-то иное. Скульптура удивительна и разнообразна. Трудно сказать сколько времени пройдёт до следующей выставки, но мы будем работать и будем ждать её. А сегодня — «Республиканская выставка деревянной скульптуры 2023».

Какова сегодня  деревянная скульптура?
Какова сегодня деревянная скульптура?
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: