Автор — Эльвира Каримова
Легендарная гимназия, которой более 60 лет, стала началом творческого пути для многих выдающихся художников, архитекторов, дизайнеров, преподавателей, сценографов; среди них З. Галимова, Х. С. Фазылов, В. А. Мельников, Ф. А. Исмагилов, М. Р. Халилов, Р. Р. Кадыров, Ф. С. Нуриахметов, Л. З. Рахматуллина, Д. Ахметгалиев, Д. Д. Халитов, И. Н. Закиров, А. Б. Хасанова и многие другие художники и деятели культуры. Более трёх тысяч ребят из сельской местности получили за это время наряду со средним и базовое художественное образование. Кто-то из выпускников после вузов вернулся преподавать в родные стены гимназии, не теряя в рутине воспитательной работы потенциала собственного творчества. Дружный и высокопрофессиональный коллектив — это почётные работники общего образования и науки РФ, ветераны труда, заслуженные учителя и лауреаты многих конкурсов и проектов.
Ещё Плутарх говорил, что ученик — это не сосуд, а факел, и зажечь его может лишь тот, кто сам горит. Выставка вышла зажигательной, эмоционально наполненной, идейно содержательной, многогранной. Самый придирчивый взгляд не узрел бы здесь и тени пресной заурядности и «учительского» педантизма. Напротив, в каждой из работ видны яркая индивидуальность и глубина внутреннего мира автора, собственный голос, в котором слышны биение мысли и чувства, высокий уровень мастерства. Валерий Александрович Мельников, выпускник РХГИ 1973 года, заслуженный художник РБ, кандидат педагогических наук, профессор кафедры архитектуры УГНТУ, на открытии назвал выставку «маленьким, но ярким бриллиантом в подходящей оправе Малого зала». Вспоминал, как в начале педагогической деятельности боялся тернистого пути педагога-художника: «Отдавая всё время детям, где взять его для собственного творчества? Позже понял простую истину: учительствуя, учись сам. Объясняя что-то ученикам, познаёшь себя, открываются новые горизонты. Совмещение двух потрясающих ипостасей — учителя и художника — тот самый синтез, что позволяет нести светлое, доброе, самое необходимое в жизни».
Уникальна специфика художественной гимназии-интерната, единственной в своём роде в России — здесь художественное обучение идёт без отрыва от общеобразовательной школы. Это не только удобная и продуктивная форма обучения, дающая возможность ребятам со всей республики развить творческие способности, но и особый союз ученика и педагога, который запомнится на всю жизнь. Это и огромная нагрузка, справиться с которой помогает дружный коллектив. «Это образ жизни, — утверждает Ильдус Наилович Закиров, уроженец Кигинского района, выпускник 1998 года, а ныне преподаватель гимназии, скульптор-монументалист, член РО ВТОО «Союз художников России» РБ, выпускник Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова и Московской художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова. — Наши педагоги — совершенно особые люди. Это призвание, о котором и не подозреваешь. Сейчас ученики ставят оценки нам, и мы рады показать свой уровень, свой взгляд на мир». И. Н. Закиров представил изящные произведения скульптуры малой формы («Волки», бронза, 2022; «Куреш», искусственный мрамор, 2023). Зимфира Галимова, выпускница 1972 года, член ВТОО «СХР» РБ, заслуженный учитель РБ, тоже вернулась в родную гимназию как педагог (рисунок, живопись, композиция, батик), где и трудится более 45 лет. «Коллектив обновляется, привлекаем молодёжь, сообща решаем проблемы. Педагог-художник — это и физик, и лирик, и анатом и психолог. И всегда смотрит вперёд, видит новое». Зимфира Ахатовна представила глубокие, звучные акварельные пейзажи («Акшам», «Кустэр Тау», 2008–2014 гг.) и натюрморты («Лунная дорожка», пастель, 2017; серия «Осенние акварели», 2014). Хочется рассказать об оригинально стилизованных каркасных куклах И. А. Хлёсткиной с аппликацией и вышивкой, о башкирских нагрудниках Л. Р. Мазитовой и об «изумрудном очаровании» живописи Н. Н. Сулейманова; о самобытном панно лоскутного шитья Р. Ф. Салиховой («Капова пещера», 2022); о нежном колорите ручного ткачества Г. И. Исмагиловой; о полных свежести пейзажах Д. В. Сапожкова, что не так давно органично влился в коллектив, как и А. Р. Гильманшин (карандашная серия «Уфимские дворики», 2022). Возможности линогравюры «плавных линий» и «геометрического» стиля показал замечательный график Р. Сайфуллин, выпускник 1999 года, преподаватель с 2010 года («Ответь мне, Господи», 2022; другие работы). Своеобразна пастельно-гуашевая техника Р. Ф. Магалимова («Фронтовые друзья», 2018, «Синяя птица», 2010). Член РО ВТОО «СХР» РБ Л. А. Госачинская представила портретный жанр в угольной технике («Портрет К. А. Давлеткильдеева», 2017) и в бронзовой скульптуре («Портрет участника ВОВ Васильева А. П., 2022). Большинство работ создано в последнее время, они «молоды», как молоды душой сами художники, несмотря на различия в возрасте и творческом методе. У ветерана башкирского пейзажа Владимира Алексеевича Панченко, преподававшего в интернате в далёких 60-х, есть воспоминание об их роскошном яблоневом саде, по весне утопавшем в белоснежной пене, а летом щедро дарившем воспитанникам и всей округе прекрасные яблоки. Пусть и далее цветёт и плодоносит этот сад молодых талантов — в это верится, судя по превосходной выставке наставников. Касим Салиаскарович Давлеткильдеев, участник переломных исторических событий, бросавшийся в самый водоворот жизненных трудностей и сделавший много для развития художественной культуры республики, был глубоко уверен в важности своей работы для нас, неизвестных потомков. И школа не подводит его славное имя.