Все новости
Вернисаж
25 Мая 2023, 12:24

«КАПСУЛА» В «МИРАСЕ»

В преддверии апреля Уфимская художественная галерея «Мирас» приняла «Капсулу». Быстродействующую, двухдневной активности. Но она пришлась по вкусу всем, кто успел ею проникнуться. Первоапрельская шутка?

«КАПСУЛА» В «МИРАСЕ»
«КАПСУЛА» В «МИРАСЕ»

Автор — Эльвира Каримова 

 

Отнюдь, событие серьёзное: «Капсула» — выставка уфимских художников улицы, состоявшаяся 1–2 апреля в залах галереи. Но разве это возможно? Оказывается, вполне. «Мирас» издавна славится своими неожиданными экспериментами, смелыми и успешными проектами, самым масштабным из которых стал международный симпозиум по скульптуре «АrtТеrria» в августе 2016 года. Проект собрал тогда высокопрофессиональных скульпторов из России, Грузии, Японии, Болгарии, Франции и Южной Кореи, работавших над гранитными скульптурными композициями на уфимской площадке, и имел широкий резонанс далеко за пределами республики. Пластический ансамбль современной скульптуры теперь украшает аллею в самом центре Уфы. Тогда «Мирас» смело раздвинул галерейное пространство, выйдя на улицу, а теперь и сама улица пожаловала в гости. Конечно, масштаб несравним; «Капсула» была запущена в виде экспериментального наброска, но и он оказался удачным.
Разумеется, расписывать стены аэрозолью никто не собирался. Но такова магия этих стен, или ребята столь ловко организовали пространство, что зрителям ничего не оставалось, как оказаться в «Капсуле», как если бы они находились не в зале, а на городской улице, перед внушительными муралами. У куратора выставки Урала Хабилова, владельца кофейни Union, уже есть опыт подобных мероприятий: «За три года в стрит-арте мы сделали более 40 выставок на нашей арт-стене 1,5 на 5 метров. Часто устраиваем скетч-баттлы молодых и уже состоявшихся художников. Давно хотелось выйти на более масштабный проект. Дружба с Ольгой и Виолеттой из «Мираса» помогла найти способы показать наши умения. Моя задача как организатора была собрать всех, зажечь идеей. Что касается Уфы с точки зрения образцов граффити, то она с момента возникновения этой субкультуры в 90-х никогда не отставала от больших городов. В последние 10 –20 лет стали происходить интересные вещи, появилось много крутых авторов. Такие люди, как Ваня Крос, — двигатели уличной культуры. Но надо быть строгим к себе и в желании сделать город ярким и неожиданным избегать откровенного китча и пугающего эпатажа».
Элементы эпатажа присутствовали в странных псевдонимах участников, в парадоксах цвета и форм, в многозначительности метафор, в энигмах авторских символов. Немудрено было увязнуть в каллиграфической вязи и игре тегов, в расшифровке смыслов и знаков. Сами участники наперебой рассказывали, поясняли, помогали понять их точку зрения.
Артур Музипов: «Моё увлечение стрит-артом началось 10 лет назад с мелкого хулиганства. Позже появились серьёзные коммерческие проекты. Закончил УГНТУ по специальности архитектор, но работаю художником-оформителем. Наши с Артуром Лукьяновым произведения — фасад «Муз ТВ» в Зелёной роще, оформление спорткомплекса «Динамо» и многие другие проекты. В прошлом году я победил на конкурсе Приволжского федерального округа в Белорецке, расписав фасад работой «Покровительница кочевников» на тему «Культурная идентичность». Стараюсь показывать то, что связано с нашим народом, а не ориентироваться на западные образцы. В последнее время есть поддержка со стороны городских властей, идём вперёд в этом плане».
Виктор Ермоленко: «Рисую всю жизнь, а на улице — с 2007 года. Выпускник худграфа БГПУ в 2017‑м. Классические жанры, такие как натюрморт, пропускаю через призму уличного искусства. Кроссовки, баллончики — атрибуты профессии. Её романтика в сочетании с академическими драпировками и фруктами — разные стороны одного искусства. Это темы, о которых хотелось бы поговорить со зрителем».
Эдик Окс: «Всё началось в конце 90-х или раньше с журнала «Ровесник», с музыки техно. Я и Ваня Крос стали рисовать граффити с 2000 года. В то время как люди портили старые дома, мы старались их спасать своим искусством. Это и способ самовыражения, создание имиджа. Мотоцикл привёз сюда, собрал сам из разных архаичных деталей и расписал его. На нём и поеду домой. Это тоже часть имиджа».
Иван Кросс: «По профессии я биолог, а баллончик с краской взял в руки в 11 лет, нравился сам процесс «пшиканья». Граффити захватывает. Сюда притащил кусочек улицы — гофрированный кусок забора с обрывками объявлений и колючей проволокой. Подобрал его на знаковом месте — прибежище бомжей и уличных художников, куда мы пробирались рисовать. Это знаменитая баня на Чернышевского. Сейчас она уже совсем разрушена и проваливается, уходит под землю. Мой тотем — летучий мышонок, это способ защиты, как и граффити».
Все они разные по стилю и предпочтениям, по уровню образования и возрасту, и между самими участниками идёт полемика. Артур Лукьянов хорошо известен уфимцам, 13 лет в профессии, его конёк — джинны, перелетающие из картины в картину, и образ продолжает развиваться. Самая юная из участников — Альби, делает панно в весёлой и необычной технике из пластилина. Элементы агрессии и готические мотивы в искусстве Александра Тwenta — дань традиции этой субкультуры. Ей свойственны психоделические и делириумные нотки, пессимизм и вызов как форма протеста. Они иногда звучат и в творчестве графика Тимура Utro и Азамата 1234, в каллиграфии Эмиля Контура, в фантазиях Рафаэля Медоса. Но гораздо больше в «Капсуле» молодого задора, полёта воображения, жизнелюбия и энергии в поиске новых форм, тех светоносных лучиков надежды, что город станет красочным, добрым и многоликим.

«КАПСУЛА» В «МИРАСЕ»
«КАПСУЛА» В «МИРАСЕ»
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: