Автор — Эльвира Каримова
«Каждый ребёнок – художник!
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста».
Пабло Пикассо.
Детство Лены, проведённое во Владимире, было самым обыкновенным — советским, пионерским. Поэтому на картинах много красных акцентов — в виде пионерских галстуков, ёлочных игрушек, жестяных банок для круп и сахара, лыж, детских колготок и ещё множества вещей, вписанных в строгую графику чёрно-белой реальности. Мир, казавшийся незыблемым, познавался в простых предметах — и они вновь ожили на картинах Суворовой, соединяя историю и сказку, за что кто-то из посетителей выставки назвал автора сказочной феей. Если дополнить определение серии — это подобие сказок Андерсена советского периода (возможно, с призвуками безумной флейты Яна Андерсена). Первым персонажем стала красная неваляшка, символ раннего детства, с широко распахнутыми в мир глазами, зафиксированная на полке с книгами, с теми кумирами юности, что положили конец детским шатаниям. Чехов и Гессе, Кундера и Булгаков, Золя и Ремарк, а ближе всех — «Письма Винсента Ван-Гога к брату Тео» («Куда уходит детство», 2021). Параллель с ван-гоговскими «Ботинками» прослеживается на картине «Парочка» (2021) — видавшие виды коньки фигурного катания, знаковые для советского детства. Изящный силуэт бабушкиной швейной машинки с кружевами для школьных фартуков и воротничков («Бабушкина нить», 2021); массивный утюг, ежеутренне отпаривающий треугольник красного шёлка. Помните? А чёрный лёд зимней горки («Тишина», 2020), а бессменная приёмщица посуды на фоне ящиков стеклотары («Приёмщица», 2021). А рисунки мелом на асфальте, обручи и скакалки («Тополиный пух», «Детство», «Между небом и землёй», 2021). И детские страхи в тёмном доме («Папин свитер», 2021), и острое желание быть другом норштейновского «Ёжика в тумане» («С можжевеловыми веточками», 2021). Символы, оказывается, присутствовали на каждом шагу, с годами становясь тревожнее, как атмосфера перед распадом СССР. Оловянные солдатики, охраняющие карточный домик («Спи, страна, спокойно», 2021) и гнетущая атмосфера ГКЧП — нервные окурки и «Лебединое озеро», застрявшее в телевизоре («Ждали», 2021). Елене удалось сдуть пыль с этих полузабытых уже символов и артефактов, запустить их вибрации, ощутить их гротеск и уют, цвет и ритм, движение качелей между небом и землёй, эту «невыносимую лёгкость бытия». Для подобного синтеза и анализа нужно быть глубоким и чутким человеком, хранить в себе ребёнка и суметь выразить это в том мягком, добром, рассеянном свете, каким обладает детство.
К собственной живописи Елена пришла уже в осознанном, тридцатилетнем возрасте. До этого, по окончании худграфа Владимирского педуниверситета в 2002 году, занималась росписью и реставрацией предметов древнерусского искусства, фотографией. Был у неё и западноевропейский период, несколько лет прожила в Бельгии. Однако её душа — это Россия, что очевидно из полных нежной прелести пейзажей старого Владимира, природы среднерусской глубинки. Замечательны её железнодорожные пейзажи — романтика разъездов и семафоров в беспорядочной паутине уходящих вдаль рельсов и проводов, так любимая Андреем Платоновым, где художницей тонко и точно передана гулкая воздушная среда, и словно слышится усталый перестук и вздохи вагонов…
Кардинально важную роль в её творческом становлении, считает Елена, сыграло знакомство и впоследствии трогательная дружба с великой женщиной, выдающимся искусствоведом Ниной Рафаиловной Будановой, вдохновившей молодую художницу на серьёзное живописное творчество, когда Елена с сомнением показала ей первые, возможно, наивные и незрелые работы. Общение с этой мудрой, прошедшей тяготы фронта, энциклопедически образованной представительницей уходящей эпохи, её яркие рассказы и глубокий, пронизанный добротой духовный мир, несомненно, отразились и на творческой судьбе Елены. «Крылатые качели», серия последних 2–3 лет, дань памяти советскому детству, — лишь одна из тем, волнующих художницу. Надеемся, что жизнь в Башкирии, а Елена Суворова здесь уже четыре года, принесёт новые взлёты и придаст новое движение её искренней и согревающей сердце живописи.