Все новости
Вернисаж
26 Июня 2023, 11:44

ТЕПЛО РОДНОГО ДОМА

В апреле-мае 2023 года в художественной галерее «Арт-эксперт» экспонировалась выставка «Образы, символы и знаки» членов Союза художников России, стерлитамакских художников Елены и Ольги Литвиненко. Признанные в республике и за её пределами, они представили произведения, выполненные в техниках акварели и горячей эмали.

ТЕПЛО РОДНОГО ДОМА
ТЕПЛО РОДНОГО ДОМА

Автор — Марат Марин

 

Я возьму на себя зеркала, кто-то другой — хмель и трепетный вьюн…
Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн.
Как мы условились, я буду ждать по ту сторону стекла.
Борис Гребенщиков

Традиция — это память древней культуры, благодаря традициям мы ощущаем дыхание старины. Современное искусство характеризуется переосмыслением ценностей традиционной культуры, происходит осознание разрыва между культурой как традицией и современностью. Новые формы искусства постмодернизма стремятся, эпатируя, шокировать общество. Однако всякое новаторство требует бережного отношения к художественному наследию. Традиции и новаторство — это два полюса, между которыми развивается сфера современной культуры.
Творческий тандем Елены и Ольги Литвиненко существует с 1990 годов. Для художников характерно трепетное отношение к традициям, стремление к их сохранению и дальнейшему развитию. Общее свойство произведений Елены и Ольги — одухотворённость, умение выстроить пространство произведений как духовную атмосферу существования человека.
Дух эксперимента и поиски новых технических приёмов характерны для Елены Литвиненко. В авторской технике многослойной акварели, по мелованной бумаге, испещрённой различными фактурами, полученными использованием почти сухой кисти с вычищением красочного слоя, обогащённой приёмами техники «граттажа», художник создаёт необычайные текстурные эффекты, придавая листам экспрессию и умиротворённость одновременно. Акварели Елены — это величественные, насыщенные светом и буйством красок пейзажи родного края: диптихи «Мелодия Башкирии» (2020), «Нугуш» (2020), «Пейзажная сюита» (2020). В наше динамичное время, когда природа становится объектом технологической эксплуатации, выразительные и поэтичные пейзажи Елены звучат как предостережение современникам.
Произведения Елены в горячей эмали отличают мягкость контура и вибрирующие цветовые градации. Акцент делается на фольклорные мотивы славянских и тюркских народностей, передающие оптимизм традиционного народного искусства: «Кускар» (2021), диптих «Лоскутные мотивы» (2022), «Обращение к вечности» (2023). Эмальерное искусство корнями уходит в искусство доисторическое, в язычество, наполненное неистовой силой древности. В рамках этого направления Елена прорабатывает самые разные темы: от мифологических сюжетов: «Чудо птицы» (2023) до абстрактной композиции: серия «Абстракция» (2022). Этническое направление, в современной ситуации глобализации культуры воспринимается зрителем как альтернатива массовой культуре «общества потребления». Мир, возникающий в произведениях массового искусства, лишен не только целостности, но и самого важного, — возможности нравственного самоочищения, изменяющего внутреннее состояние человека под воздействием искусства. Если в начале Нового времени чувства, ум, вера взаимодействовали между собой и дополняли друг друга, то впоследствии разум подавляет всё остальное и начинает доминировать. В результате весь мир «общества потребления» становится бездушным и механическим.
Кризис христианской культуры в XX веке охарактеризован её угасанием, причиной которого являются развитие техногенной цивилизации и взрыв научно-технического прогресса, что закономерно привело к десакрализации искусства и всей духовной сферы общества в целом. В гуще техногенной цивилизации шкала ценностей отсутствует, следовательно, все вещи в материальном и духовном мирах одинаково важны и одинаково ничтожны — если Бог изгнан, значит, утрачена точка отсчёта. В современных условиях жизни можно наблюдать пропаганду культурных ценностей, совершенно неприемлемых не только христианству, но и вообще человеческой морали и нравственности. Сейчас, как никогда ранее, перед обществом стоит важная задача — сохранить в первозданной чистоте те ценности, которые складывались в народном сознании много веков, удержать человечество от безудержного нравственного падения и деградации. Ещё в XVII веке французский религиозный философ, писатель, математик и физик Блёз Паскаль писал: «Если я не знаю основ нравственности, наука об окружающем мире не принесет мне утешения в тяжкие минуты жизни. А вот основа нравственности утешает и при незнании науки о предметах окружающего мира».
Ольга Литвиненко в своём творчестве обращается к христианским духовным ценностям, дарующим надежду, чтобы жить и верить, возвещая Благую Весть. Акварельные листы выполнены в традиционной технике «по-сырому», автора привлекает прозрачность акварели, её легкость и мягкость переходов. Композиции «Апостолы. Призвание» (2016), «Апостол Филипп. Крещение эфиопа» (2016), «Нас венчали не в церкви…» (2006) отличают изысканные тональные градации и отточенная стилизация евангельских образов. Для эмальерных панно «Ангел вострубил» (2022), «Благовещение» (2022), «Ангельская весть» (2021), «Святые покровители земли русской» (2021) характерна особая пластическая пронзительность, возникающая благодаря обращению автора к иконописному канону. В эмальерных панно «Народные мотивы» (2021), «Сирин» (2021), «Конёк» (2022) Ольга апеллирует к истокам культуры предков‑славян и заново открывает незамутнённый родник народного искусства. Фактурные переливы и колористические контрасты композиций погружают зрителя в непривычную ситуацию, заставляя внимательнее присмотреться к увиденному. Обращение Елены и Ольги Литвиненко к этническим мотивам опирается на традиции народного и архаического искусства. Погружение в этнокультурную действительность, обогащает авторов особыми впечатлениями — возможностью ощутить себя в пространстве других культур.
Психологи утверждают, что счастливы не те союзы, где люди смотрят друг на друга, а те, где их взоры устремлены в одном направлении. Творчество Елены и Ольги Литвиненко характеризует поиск эстетически убедительных форм собственной культурной идентичности. В акварелях возникает множество импровизаций, что делает её «музыкальной», похожей на поэзию, а рождённая и закалившаяся в огне горячая эмаль поражает необычностью. Огонь выступает «соавтором» художника, пишущего на металле, создавая причудливые эффекты и игру цвета. Изысканные переливы акварелей и эмалей в экспозиции выставки «Образы, символы и знаки» погружают зрителя в удивительный мир воспоминаний и культурных ассоциаций, заставляя прочувствовать мимолётность времени, красоту и совершенство мироздания.

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: