Все новости
Вернисаж
22 Июля 2023, 00:55

Искусство молодых

В Уфимской художественной галерее прошла республиканская выставка произведений молодых художников Башкортостана, в которой были представлены 190 работ 95 авторов. Это широкое представительство говорит об их стремлении включиться в художественную жизнь и профессионально заявить о себе. А мы, старшие коллеги, безусловно, ждём такие показы, чтобы увидеть – какое оно, новое поколение, каковы их помыслы, жива ли традиция отечественного искусства.

Искусство молодых
Искусство молодых

АВтор — Валентина Сорокина, искусствовед

 

В своём вступлении на открытии выставки профессор Уфимского института искусств имени З. Г. Исмагилова, заслуженный художник РБ Амир Минивалиевич Мазитов отметил гуманистический характер выставки. В произведениях различных видов и жанров встают темы жизни Родины, людей, большинству работ свойственна поэтизация сюжетов и образов. Он отметил также, что творчество молодых художников в целом выдержано в русле тех принципов, которые отличают русское, башкирское искусство.
Традиционно самая значимая часть выставки — живопись. Здесь главенствуют полотна более опытных, уже уверенно заявивших о себе авторов. В аванзале экспозиции «Башкирский мёд» Л. Мкртчян, яркого, солнечного живописца с неизменно жизнеутверждающим мироощущением; композиция «Письмо» Е. Цукановой, глубоко и человечно рассказавшей о трагедии войны; работа Г. Гилязетдиновой, которую мы знаем как многогранного талантливого мастера, «Один день лета» — проникновенно поэтическая, замечательно решённая в пластике и цвете. Удачен в образном и колористическом звучании «Портрет сына» Р. Сиразетдиновой. К. Хабибуллин — автор двух полотен «Дворники» и «В подъезде», кроме хорошего профессионального решения демонстрирует главное: внимание к человеку, его труду. Запоминаются тёплые, наблюдённые работы А. Сираевой со сценками сельской жизни, Г. Мирхайдаровой с её восторженным отношением к природе. В русле свойственных О. Глазьевой романтических настроений органично смотрится её холст «Летние звёзды». Отдельного внимания заслуживают произведения Л. Кирилловой, для которой важны история российского государства, люди, творившие её. Созданные ею триптих «Неотступность. Княгиня Ольга», картина «Иван Грозный и митрополит Филипп» позволяют говорить об умении философски осмысливать события, лица и создавать выразительные психологические образы. Тщательно изученные и переданные аксессуары времени в сочетании с чётким реалистическим письмом, продуманной композицией — всё это говорит о серьёзном таланте автора, её следовании традициям русской исторической живописи.
Художники Д. Ахметов и А. Новосёлов, последовательно развивающие культуру цвета, избирают более условный язык, построенный на локальных плоскостных и колористических отношениях, они позволяют им передать современные ритмы и ощущения. Хочется несколько слов сказать о работах студентки училища искусств А. Зуфаровой, которая показала несколько работ, различных по настроению, содержанию и не только. Одни написаны в привычной реалистической манере, другие более условны, в данном случае это удачный пример её трудолюбия, искательства, свойственного молодым художникам. Триптих «Забавы» Г. Резяповой интересен поисками декоративной выразительности.
Графический раздел выставки был более обширный и разнообразный, нежели раньше. Владение академическим архитектурным рисунком показали ученицы профессора В. А. Мельникова Гилязова А. и Сироткина В. В их композициях, исполненных в карандаше, очевидно не только умение, но и желание передать размышления о жизни. Пластичны и закончены анималистические рисунки Юлии Келу. Работающий в смешанной технике, как и Юлия, И. Мор создал серию абстрактных по форме листов, наполненных ощущением тревоги и напряжения. Вызывает оптимизм то, что молодые художники продемонстрировали активное обращение к печатной графике. Самой распространённой в ней стала линогравюра, и каждый автор стремится найти свой узнаваемый язык. Изобретательность композиций и насыщенность тщательно разработанных деталей отличают листы А. Диваевой по мотивам книги Роберта Минуллина, А. Николаева строит работы на большем лаконизме форм и штриха. Драматическая по содержанию цветная литография П. Харисова «Человек и война» решена на контрастах напряжённых линий и тонов. Наиболее сложная техника эстампа — офорт также присутствовал в работах авторов, среди которых гармоничностью содержания и формы, колористическим тактом отличны листы А. Валеевой из серии «Балконы». Художники-графики в большинстве своём продемонстрировали вдумчивость, жизненные темы в их работах находят воплощение в художественных образах.
В таком, казалось бы, мужском виде искусства, как скульптура, царствуют девушки — А. Усманова, И. Шотт, Д. Шарипкулова. Они нашли своеобразный ход. Первая создавала с натуры автопортрет, две другие в это же время лепили её портрет, так и экспонировались рядом три портрета А. Усмановой, ставшие для студенток способом изучения и построения формы и материала — шамота. А. Усманова представила также работу «Подъём», выявив в ней стремление выйти за рамки учебного задания, творческое начало. Она показала сложный ракурс в постановке фигуры, придала композиции смысловую нагрузку.
И. Ахунгареев окончил графический факультет Уфимского института искусств и, видимо, сложные личные чувства побудили его к созданию скульптуры «Фобия». Композиция вырезана из одного цельного куска дерева и весьма эмоционально передаёт психологическое и физическое состояние человека. Хочется верить в будущее творческое развитие этих молодых авторов.
Последнее хотелось бы адресовать и двум представителям искусства сценографии, воспитанникам мастерской народного художника России, Республики Башкортостан Р. М. Арсланова — Э. Ахметшиной, М. Хафизову. Сегодня их эскизы во многом — парафраз традиционных решений, но изучение и знание классических образцов — это тоже школа.
В небольшом разделе декоративно-прикладного искусства внимания заслуживают работы А. Горяиновой «Капище» с удачно найденной детализацией изображения языческого святилища, тонировкой дерева, также диптих в технике горячего батика «Вдохновлённый Пикассо» А. Мухамедьяновой с продуманной эстетикой крупных цветовых плоскостей. В экспозицию вошла только одна часть диптиха, для красивой второй части места не нашлось. Это наша беда, когда из-за весьма скромных размеров выставочного зала почти половина принятых выставкомом работ не выходят в свет, а произведения в экспозиции размещаются по принципу «шпалерной» развески, зачастую мешая друг другу.
Хочу закончить наш разговор на мажорной ноте. Несмотря ни на что Союзом художников республики проводится активная выставочная деятельность. Республиканские, персональные выставки наших мастеров — это хорошая школа для молодых авторов. Только в Уфе работают крупнейшие учебные профессиональные заведения — институт искусств, училище искусств, художественные школы и студии, где преподают лучшие, опытные художники. Молодёжи есть где и чему учиться.
Крупнейший российский, башкирский живописец и педагог Михаил Алексеевич Назаров завещал молодёжи постигать не только ремесло, а главное — расширять интеллект, познания, быть мудрыми.

Искусство молодых
Искусство молодых
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: