Все новости
Вернисаж
2 Августа 2023, 02:02

ГОЛУБЬ НА КРЫШЕ

В марте–апреле нынешнего года в Малом выставочном зале Союза художников Республики Башкортостан экспонировалась выставка графики члена Союза художников России Дарьи Данилиной. Известный в республике молодой живописец представила произведения, выполненные в техниках линогравюры, монотипии и гравюры на картоне. А название выставки – «От простого к сложному» – стало выражением её творческой концепции.

ГОЛУБЬ НА КРЫШЕ
ГОЛУБЬ НА КРЫШЕ

Автор — Марат Марин

 

Мы уходим, а красота остаётся.
Ибо мы направляемся к будущему, а красота есть вечное настоящее.
Иосиф Бродский

 

Современное человечество, обременённое духовным кризисом, в конце ХХ и начале ХХI века оказалось перед лицом трудного выбора между традиционными ценностями и «новой духовностью». Техногенная культура нашего времени формируется под воздействием индустриализации, урбанизации и информатизации. Безусловно, мы живём в эпоху колоссальных потрясений и исчезновения традиционного сообщества, находящегося во власти искусственного интеллекта и социальных сетей. «Новая духовность» включает в себя эзотерические поиски широкого спектра — от астрологии и оккультизма до восточных и дохристианских религий. Современный человек стремится расширить своё сознание и выйти за рамки утомительной повседневности. Более века назад, в 1910 году, Василий Кандинский писал: «Когда пот­рясены религия, наука и нравственность, и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор внутрь самого себя».
Дарья Данилина — художник-миллениал. Миллениалы родились в 80‑е годы ХХ века и вошли в новое тысячелетие в юном возрасте. Для этого поколения характерна проблема самоидентификации и пристальное внимание к самопрезентации. Эти люди родились в СССР, выросли в России — в стране, чьи ценности формировались у них на глазах. У этого поколения есть сложность с осознанием: кто есть я? К какой культуре я отношусь?
Творчество Дарьи в большей степени обращается к интеллектуальному осмыслению образов. Лапидарность, краткость и лёгкость восприятия — характерная черта её эстампов, испещрённых линиями чёткими и уверенными, как разбившееся стекло. Линии резца исполнены первобытной силы и энергии, словно в них прорвались долго сдерживаемые напряжение и страсть. Линогравюры напоминают протографику наскального рисунка, своей скупостью средств автор сочетает осмысленность и ироничность, лишая символы излишнего пафоса. Обращение живописца Данилиной к искусству эстампа — это переложение её творческих исканий на лаконичный и выразительный язык чёрного и белого, исследование выразительных возможностей различных материалов. Графика — квинтэссенция творческих исканий художника: часто достижения в эстампе открывают художникам новые пути для развития в живописи. Исторически печатная графика тесно связана с книгопечатанием и иллюстрацией. Дарья «иллюстрирует» свою жизнь, фиксируя мимолётные мгновения. Она идентифицирует собственное «я» в современном мире посредством винтажных предметов быта, раритетов эпохи индустриализации в СССР: «Чемоданы» (2018), «Чайник» (2018), «Утюг» (2018), «Вечерний чай» (2018), «Фотоаппарат» (2020), «Печатная машинка» (2020). И одновременно призывает зрителя увидеть богатые ассоциативные свойства простых вещей.
Автопортрет «Голубь на крыше» (2022) передаёт зрителю предвкушение мысленного полёта над городом. Голубь здесь не ветхозаветный вестник Ноева ковчега с масленичной ветвью, а неприметный и извечный спутник жителя мегаполиса, о котором так эмоционально написал Пётр Мамонов в 1987 году в песне «Серый голубь»:

Я ем на помойках, я пью из луж.
Дождь меня мочит, дождь мне как душ.
И солнце…
Едут машины и давят меня.
Но вместо асфальта мне снится земля
И солнце…

Я самый плохой, я хуже тебя
Я самый ненужный, я гадость, я дрянь
Я — серый голубь.
ЗАТО Я УМЕЮ ЛЕТАТЬ!

В триптихе «Инкогнито» (2019) Дарья обращается к истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Противостояние веры и неверия длится несколько тысяч лет, а истина всё равно ускользает. С тех пор человечество почти не изменилось: ему свойственны те же пороки и слабости.
Композиция «Герань» (2019) — деревенское окно, за которым неспешно течёт чья-то жизнь, «Старый пень» (2019) — обрубок старого тополя, чья кора покрыта замысловатым паттерном времени. Фиксируя образы прошлого, автор сплетает в сознании зрителя тонкую нить воспоминаний по ушедшей эпохе. Пейзажи «Владимир» (2019), «Лошади» (2020), «Зима. Дорога» (2021), «Торатау» (2021), «Алупка» (2021), «Ялта. Дом 66» (2022) — это, скорее, вид из окна стремительно мчащегося автомобиля, снимок полароида, футуристически-динамичный и в то же время камерный по сути. Здесь присутствует видение мира как некоей «движущейся материальной субстанции», стремление запечатлеть окружающий мир в его подвижности и изменчивости. В гравюрах «Летняя тишина» (2021), «Марго в бане» (2022), «Обнажённые» (2022) автор создаёт образ «благородного дикаря», не испорченного цивилизацией, испытывающего лёгкую грусть по временам единения человека и природы. Деятельность человечества издавна направлена на преобразование природы, которую человек стремится подчинить себе. Идея покорения природы была доминантной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах её истории, вплоть до нашего времени. Дарья видит природу как мир великого богатства и таинства, но также и как мир, находящийся в смертельной опасности.

ГОЛУБЬ НА КРЫШЕ
ГОЛУБЬ НА КРЫШЕ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в