Все новости
Вернисаж
1 Сентября 2023, 23:40

ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОЗАЛИИ ЛАВРИНЕНКО

С 16 мая по 9 июня в Малом выставочном зале Союза художников Республики Башкортостан экспонировалась персональная выставка «Между мирами» члена Союза художников России, акварелиста Розалии Лавриненко.

ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОЗАЛИИ ЛАВРИНЕНКО
ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОЗАЛИИ ЛАВРИНЕНКО

Автор — Марат Марин

 

О, разрешите мне, волны,
Загадку жизни —
Скажите мне, волны, что есть человек?
Откуда пришёл он? Куда пойдёт?
И кто там над нами на звёздах живёт?
Генрих Гейне

Те философские вопросы, с которыми герой Гейне обращается к морским волнам, издавна получили характеристику «проклятых», потому что они, по словам современного российского философа М. Эпштейна, «неразрешимы для ума и мучительны для сердца». Человеку свойственно искать ответы на вопросы: что есть истина, каковы критерии добра и зла, в чём смысл жизни и существует ли Бог? Русский религиозный философ ХIХ века В. В. Розанов писал: «вся наша душа состоит из «вопросов», прокалена «вопросами» до такой степени, что мы теперь не умеем себе представить «человека», представить «человечности» иначе, как омрачённых тучею «вопросов», безнадёжно в них запутавшихся, страдающих, но каким-то сладким, томительным страданием».
Искусство Розалии Лавриненко проникнуто глубокими размышлениями о метафизической природе жизни. Картины говорят со зрителем языком философии — о божественном, о бытии, бесконечности, смерти, надежде. Техника акварели Розалии имеет собственный неповторимый почерк. Специфические приёмы акварели — размывы и затёки, создают эффект подвижности и трепетности изображения. Акцент сделан на необычные колористические решения, в том числе с эффектом грануляции, когда частички пигмента группируются, освобождая прекрасные оттенки ультрамарина, розового, фиолетового цвета, и краски начинают мерцать и переливаться, создавая неоднородные бархатистые фактуры. Технические приёмы граттажа и декалькомании обогащают акварельные листы своей непредсказуемостью и причудливостью. В результате произведения обретают живописную трактовку, а плотность цвета придаёт листам монументальное звучание.
Пространство акварельных листов мерцающее, текучее и неуловимое, в нём свершается мистическое единение стихий — ливневых потоков и ураганов, низвергающихся на землю и лавиной устремляющихся в бездну. В воображении возникают образы из Ветхого Завета: «Земля была безлика и пуста, тьма была над бездной, и Дух Божий парил над водами (Быт. 1:2); Развёрзлись хляби небесные, и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт. 7:11); Бездна бездну призывает голосом Твоих водопадов (Пс. 41:8)».
Спокойствие и уравновешенность в композициях уступают место открытой экспрессии, импровизации и выражению эмоциональных состояний. Но искусство Розалии Лавриненко не иллюстрация к Библии или философским текстам, а поиски путей эмоционально транслировать своё осознание живого и вечно развивающегося мира. Трансцендентные пейзажи и композиции-аллегории, исполненные символизма, приглашают освободиться от материальной природы и прикоснуться к миру идеальному, возвышенному и чистому, не постижимому разумом.
«Путники» (2017) — стаффажные, едва уловимые, фигурки странников, бредущих по бескрайней долине вселенского масштаба; «Неизбежность» (2016) — образ лодки как символа жизни, выброшенной на песчаный берег, но это не конец плавания, некое завершение и ожидание начала нового; «Жизнь изразцовая» (2018) — столкновение хаоса иррационального с геометрической структурой разумного начала; «Преодоление» (2017) — одинокая, но не сломленная фигура на вершине, в небесных потоках; «Качели жизни» (2018) — зыбкость, изменчивость, и неопределенность бытия; «Единение души» (2018) — призрачные, дуалистические силуэты астрального мира как символ обретения цельности человеческой души; «За советом к Мудрым» (2018) — готическая торжественность обретения Истины, в которой возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем.
От классического символизма произведения Лавриненко отличаются лаконичностью композиции и отсутствием натуралистичности, элементов украшательства, практически на грани психологического абстракционизма. С эстетикой абстракционизма акварели Розалии сближает также тот факт, что композиции приобретают звучание, подобно мелодии, становятся самодостаточными, исключая ассоциации с реальной действительностью.
Камерные городские пейзажи из серии «По Уфе» проникнуты мотивами грусти и ностальгии: «Уютный уголок» (2022), «Следы уходящего» (2021), «Старая башня» (2022), «Беседа» (2021). Сюжеты подразумевают неторопливое течение времени — туманная атмосфера, неяркий свет определяют своеобразие поэтичных пейзажей Розалии, их сдержанную красоту, основанную на изящной игре полутонов. Произведения отличает обобщённость цветового пятна, лаконизм формы. В них моменты быстротекущей жизни — не столько эмоциональные озарения, сколько лирические раздумья, настраивающие на тихую созерцательность. Художник познает окружающий мир, проникая в него своими чувствами и осмысляя его. В картинах ощущается острая восприимчивость и тонкая эмоциональная чувствительность автора.
Искусство Розалии Лавриненко соткано из снов, ассоциаций, недомолвок, метафор, из материи причудливой и летучей, смысл которой может показаться слишком зыбким и таинственным. Изобразительные «формулы» можно расшифровывать по-разному, но какие бы смысловые ассоциации ни возникали, уже само искусство отличает духовное начало и образует пространство, в центре которого — человек. Произведения затрагивают самые потаённые струны души и заостряют наше внимание на ценности философских раздумий и взывают к вопросам мироздания.

ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОЗАЛИИ ЛАВРИНЕНКО
ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОЗАЛИИ ЛАВРИНЕНКО
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в