Автор — Эльвира Каримова
С тех далёких времён, когда лошадь была одомашнена (около IV тысячелетия до н. э.), это грациозное, умное и сильное животное было верным спутником и помощником человека. Образ лошади всегда играл большую роль в духовной жизни большинства культур: «Быстрее ветра, вернее друга». Совершенство форм и символическое содержание этого образа заложено в нашей генетической памяти, и сейчас он является связующим звеном между традициями старины глубокой и современностью. Сохранение исторической памяти, традиций башкирского народа, России, стран Азии и Европы имеет поистине сакральное значение. Философское звучание «конской» темы — это всегда о человеке, об экологии и психологии, о духовном мире людей и о мировой гармонии.
Говорить о достоинствах лошади можно бесконечно, но лучше один раз увидеть. В залах музея, где расположилась «Ат Иле», словно слышится ритм топота копыт и призывное ржание, ощущается энергия движения, античная красота и мускульная сила этих животных, и словно дуновение степного ветра, доносится эхо различных культур и народов, как неуловимые жесты первозданных эпох, какими их видят художники современности.
Руководителем и организатором проекта выступил заслуженный художник РБ Салават Гилязетдинов, собравший художников со многих уголков страны и сам представивший замечательных коней в живописи и графике. Сын Азамат и дочь Гульназ также приняли активное участие в проекте, показав своеобразие эмальерного искусства и авторских техник. Многообразие творческих методов и подходов к теме — от реалистических, анатомически точных и выверенных изображений до различных видов стилизации конских образов не может оставить зрителя равнодушным. И это далеко не всё, что хотелось бы включить в экспозицию, по словам С. Гилязетдинова: «Проект набросочный, пилотный, можно сказать, экспериментальный. Не было широкой рекламы, и разместились мы пока на скромном пространстве. Прежде хотелось присмотреться, как пойдёт, проверить «мышечные способности» участников. Я пригласил художников, которых уже знал, работал с ними. Но многие известные «лошадники» не задействованы в проекте. Впоследствии можно замахнуться на более масштабное мероприятие, по типу проекта «Арт-Уфа» в больших залах ВДНХ». Айрат Терегулов, директор Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова, выступивший на открытии выставки, также отметил актуальность темы и всеобщий к ней интерес: «В Башкирии даже открылся НИИ лошади. Тема очень широка, и проект имеет хорошие тенденции к расширению. Вот и мы можем в будущем предоставить наши залы для последующих экспозиций проекта».
Альбина Радюн, преподаватель уфимской ДХШ № 2, познакомила зрителя с керамическими стилизованными фигурками степных лошадок — композицией «Кынгыр и Ула» (ручная лепка из глиняного пласта, глазурь): «Керамикой я начала заниматься с 2013 года, и любимая тема — животные. Их фигурки, мелкая пластика известны человечеству с глубокой древности, и я решила стилизовать своих лошадок под архаику. Но это не простое копирование, а реплика — необходимо переработать образ, сделать свой, используя архаические и современные формы. Глиняный пласт, выкройка и соединение частей — технически дело непростое. Важно ещё, чтобы работа была живая — передать характер, выражение. Философское звучание образа коня — это высший пилотаж. Отдельная история — декорирование, краска и обжиг. Печь — сердце нашей мастерской. Керамика захватывает, и дети тоже с удовольствием возятся с глиной». Гульназ Гилязетдинова представила оригинальные мини-арт-объекты «Этнолошадки» (2023) из дерева и эмали. Джамиль Ахметгалиев расписал деревянные силуэты коней каллиграфической вязью. Творческая группа художественного текстиля «Cos*мы» представила панно-триптих «Сарматская амазонка» (2023), а Ильдар Ганиев создал арт-объекты «Качели» (2023) из дерева и войлока. Фантазия и вдохновение не знают границ, когда речь заходит о лошади. Хорошо представлена скульптура малой формы авторами И. А. Закировым и Х. М. Хабибрахмановым с его серией бронзовых конных статуй малой формы. Много графики, хорошей и разной. Но главенствует на проекте живопись. Впечатляет серия картин «Послание», 2020 (автор А. А. Ютеев, Республика Алтай), работы С. А. Асочаковой из Хакасии («Небесная колесница», 2023; «Изых, священный конь», 2023; триптих «Хакасские сёдла», 2023); диптих «Башкирское семейство», 2023 И. А. Ганиева и ещё множество самобытных произведений. Работы в большинстве своём свежие, новые, и видно, что клич, брошенный Салаватом Гилязетдиновым, отозвался большим воодушевлением в работах самых разных авторов. В целом проект — тёплый, полный любви и восхищения гимн лошади. По окончании выставки в Национальном музее «Ат иле» планирует тур по городам Башкирии и российского региона. 11–13 августа на берегу озера Графское в Баймакском районе прошёл международный фестиваль «Башкирская лошадь» — «Башкорт Аты». «Конь-страна» начинает свой разбег.