Все новости
Вернисаж
1 Сентября 2023, 23:45

Гутник и его камерный театр

Физики и лирики… Споры о том, кто из них матери-истории более ценен, идут уже без малого век. Пока же достоверно известно одно: из технарей часто получаются хорошие поэты и художники, а из художников технари – никогда.

Гутник и его камерный театр
Гутник и его камерный театр

Автор — Хайдар Кульбарисов

 

Что-то физики в почёте,
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте,
Дело в мировом законе.
Борис Слуцкий

Сергея Фёдоровича Гутника граждане при первом знакомстве уверенно относят к людям технического склада ума. Но за первым знакомством следует второе, и тогда тех, кто отвел Гутнику место среди технарей, постигает когнитивный диссонанс, ибо вдруг выясняется, что Сергей Федорович не только прекрасный фотограф, но и весьма своеобычный художник, работающий в различных жанрах и техниках.
Поначалу ничто не сулило его жизни творческого беспорядка. После успешного окончания нефтяного института и нескольких лет работы в нём Гутник становится преподавателем Уфимского училища искусств. Действительно, кто, спрашивается, должен обучать будущих художников, как не выпускник строительного факультета? «Так я же фотодело преподавал», — словно бы оправдываясь, говорит Сергей.
Да, он начинал с фотографии, но надо иметь в виду, что делать фото, значит, так или иначе, создавать изображение. А для того чтобы преподавать фотодело, надо уметь объяснить, что такое композиция, тональный разбор, ритм, фактура и так далее.
Обучением и воспитанием будущих художников Сергей Фёдорович занимался около пяти лет. Возможно, именно в мастерских и коридорах училища искусств Сергея Гутника одолел вирус творческого зуда, среди художников именуемый «уникальной графикой».
С тех самых пор на его рабочем столе прописались карандаши и кисти, акварель, тушь, перьевые ручки, стопки бумаги различной фактуры.
Вскоре он получил приглашение от рекламного агентства RMC и стал его сотрудником. В RMC его ожидало знакомство с новыми материалами. Там в его жизнь вошёл и основательно в ней устроился его величество компьютер. Гутник сравнительно быстро освоил пакеты графических программ, обучился премудростям видеомонтажа и компьютерной анимации. В RMC его творческий метод обрёл цельность и законченность 3D-объекта. Теперь в его портфолио появились архитектурные визуализации, фирменные стили, телевизионные заставки. Его работы были оценены по достоинству. На Московском международном фестивале компьютерной графики и анимации «Аниграф‑97» он в составе рекламного агентства был удостоен гран-при фестиваля.
Но жизнь продолжала открывать перед Гутником всё новые возможности. На какое-то время он стал практически фото-видео-летописцем балетной и оперной трупп Башкирского оперного театра. Вместе с театром он объездил десятки стран. Театральная страница биографии Сергея Федоровича своеобразно отразилась на его графике. Его творчество обрело жанр. Отныне листы Сергея меньше походят на иллюстрации или интерьерные работы. Они стали напоминать камерные одноактные пьесы. Его композиции заселили герои, перебравшиеся в них то ли из одесских рассказов Бабеля, то ли из-за кулис античного театра.
Порой мне хочется назвать его не художником, а драматургом. Его работы отличает безупречная композиция, богатство фактур, экспрессия и юмор, граничащий с сарказмом.
Сергей Фёдорович не обошёл вниманием и наш с вами город. Его Уфа приземиста и аутентична. Следуя своему генетическому коду, она хранит облик и дух уездного города, а сам автор работает с азартом бывалого краеведа. Глядя на его уфимские этюды, я не раз бывал смущён, когда не узнавал запечатленных художником мест и порой даже не подозревал о существовании улиц, указанных в названии работ.
Ещё одним достижением Гутника, пожалуй, можно считать то, что он поставил точку в споре физиков и лириков. Глядя на его работы, понимаешь, что талант — результирующая всех качеств и обстоятельств жизни художника: каждое событие, всякое впечатление — всё идёт в копилку мастера, из которой впоследствии извлекаются произведения различных техник и жанров.

Гутник и его камерный театр
Гутник и его камерный театр
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в