Все новости
Вернисаж
26 Сентября 2023, 23:24

НАПИШИ, ХУДОЖНИК, ДЕНЬ И СОЛНЦЕ…

На перепутье лета и осени – с середины августа и по середину сентября – в художественной галерее «ART-эксперт» зритель знакомился с выставкой «Владимир Калабухов. Пейзаж». Состав выставки – пейзажи и натюрморты в технике пастели.

НАПИШИ, ХУДОЖНИК, ДЕНЬ И СОЛНЦЕ…
НАПИШИ, ХУДОЖНИК, ДЕНЬ И СОЛНЦЕ…

Автор — Ольга Журавлева

 

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
Ф.Тютчев

Владимир Калабухов родился в 1955-м в селе Старая Отрада Куюргазинского района Башкортостана. Образование получил на художественном отделении Уфимского училища искусств, а уже позднее поступил на искусствоведческий факультет Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Искусствоведческое образование несомненно скажется на художественном почерке Калабухова — опыт знакомства с классическими произведениями западноевропейских и русских мастеров прошлых веков будет переосмыслен и отразится в безукоризненности композиционных построений, в тяготении к многотональным цветовым решениям, в попытках передачи света и атмосферного состояния природы, в том самом «сфумато», которое придает его произведениям особый флёр — мягкий, тонкий, несколько даже таинственный.
В течение двадцати лет (1979–1999) художник работал заведующим филиала Башкирского музея им. М. В. Нестерова в с. Воскресенское Мелеузовского района, не оставляя при этом и творческой практики, набирая выставочный опыт. Он активно участвует не только отдельными работами в республиканских и всероссийских выставках, но и представляет зрителю свое творчество шире. Среди своих персональных выставок с особым трепетом Владимир Калабухов вспоминает экспозицию в Российской академии художеств им. И. Е. Репина в Санкт-Петербурге (2011 г.). Выставка в alma mater особенно дорога художнику: сам факт появления её в стенах академии — уже признание его как состоявшегося высококлассного мастера. Подтверждением тому стал отзыв о выставке петербургского искусствоведа, доцента кафедры русского искусства С.-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, сотрудника Государственного русского музея и автора множества статей и монографий Сергея Левандовского: «Чем дальше смотрел выставку, тем более впечатлялся самим духом представленных пастелей. Особенно воздействует какое-то невероятное единство колорита, сплавленность всех цветовых оттенков в едином свечении, поглощающем материальность изображаемого предметного мира».
Что же такое — пейзажные пастели Владимира Калабухова? Пейзаж как жанр в башкирском изобразительном искусстве всегда занимал ведущее место. Любой пейзажный мотив, как правило, отражает эмоции, полученные художником в процессе созерцания природы — в этом, собственно, заключается основная задача этого жанра. Но кто-то передает свои впечатления активностью цвета, кто-то прибегает к выразительности освещения — вот почему мы чаще видим в материале пейзажных выставок рассветы, закаты, сумерки. В пейзажах Калабухова природа всегда неярка, обволакивающе тиха, неспешна, уютна и камерна. Одна из особенностей пастели — способность отразить рассеянный свет, придавая изображаемому особую манящую, теплую мягкость, и именно поэтому художник предпочитает для своих пейзажей технику пастели с её мягкой, бархатистой фактурой и большими тональными возможностями. И пишет он не закаты и восходы, предпочитаемые иными авторами за эффекты утреннего или вечернего освещения, а чаще даже послеполуденную натуру, когда, как говорят художники, «цвет уже ушёл и марево цвет забрало». Но в том-то и прелесть калабуховских пейзажных работ, что он умеет простой мотив натуры в дневном свете передать сложной градацией полутонов, в дымке сфумато, да так точно, что зритель ощущает состояние природы, чувствует атмосферу дня. Мотивы не просто становятся зрителю понятны и близки, но проникают в самые потаенные уголки его души и сердца, глубоко погружают его в пространство пейзажа или натюрмортной композиции.
Уводит в далёкий край чарующей позднеосенней поволоки «Река Тор»… Обволакивает пряностью цвета «Бессмертник»… Призрачные капли дождя под солнечными лучами, народившиеся после недолгой грозы, создают ощущение влаги и вкупе с бархатным эффектом пастели передают сложное атмосферное состояние природы в работе «Слепой дождь на закате солнца». Художник старается передать восприятие обыденного мотива как таинство.
Пейзажи Калабухова нередко включают и присутствие людей, лошадей, повозок как подтверждение тому, что природа — естественная среда обитания человека, что человек — неотделимая часть её. Фигуры в пейзажах художника, как правило, малоформатны, не доминируют, не переключают на себя внимание зрителя, но все равно заметны, и очень часто служат модулем для масштаба других элементов пейзажного мотива. Да, они наполняют жизнью пространство, но, главное, они определяют масштаб — и вот уже горы в сравнении с ними становятся выше, пространство эпичнее, а огромное облако обретает гигантский объём и даже образ, превращаясь в некоего Властителя, оберегающего свыше и всю землю, и это поле, и даже пучок срезанных колосьев, как в работе «Облако над полем». Впрочем, очень может быть, что в листе этом отразились и впечатления детства («когда деревья были большими», а облака в безбрежном небе казались волшебными), ведь изображён в этом пейзаже оренбургский тракт вблизи села Старая Отрада, где прошли детские годы художника. Композиции Калабухова интересны ощущением многомерности, но при этом они «центроориентированы» в каждой — маленьким, но заметным цветовым пятном присутствует некий символ, из которого, словно из благодатной земли, произрастает колосом всё изображение. Недаром хлебный колос (славянский символ плодородия и богатства) нередко появляется в работах художника. Эта тема затронута не только в «Облаке над полем», она присутствует и в картине «Хлебное поле с холмами». Мастер пишет о вечном — о красоте мира, о хлебе, о дороге и небе, о поле и реке — словом, о крае, где вырос. И что бы ни случилось, но край этот навсегда останется для него домом родным. Философская парадигма творчества Владимира Калабухова видится выраженной в картине «Старый мост». Это одна из первых работ, написанных в с. Воскресенском. Впоследствии мост был разрушен, но здесь, в работе, он ещё жив и выступает как символ, объединяющий прошлое и настоящее, как объект ностальгии автора по ушедшим и уходящим реалиям.
Пастели Владимира Калабухова — страница в искусстве Башкортостана самостоятельная, интересная и достойная глубокого исследования. Творчество его носит характер ярко выраженной индивидуальности, оно наполнено эмоциями и большим, пронзительно тонким чувствованием природы. В нём отражены не только художественные искания мастера, но и его огромная эрудиция, претворенная в точном понимании композиционных построений, колористики произведений и задач, стоящих перед художником.

НАПИШИ, ХУДОЖНИК, ДЕНЬ И СОЛНЦЕ…
НАПИШИ, ХУДОЖНИК, ДЕНЬ И СОЛНЦЕ…
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: