Все новости
Вернисаж
5 Ноября 2023, 16:00

КАРТЫ, АЗБУКА И ДРУГОЕ

Сентябрь в Уфе выдался «графическим»: заслуженный художник РБ Ольга Александровна Самосюк – график, известный российским и зарубежным зрителям и коллекционерам, отметила свой юбилей персональной экспозицией офортов в художественной галерее «Арт-эксперт» и выставкой экслибрисов в доме-музее А. Э. Тюлькина.

КАРТЫ, АЗБУКА И ДРУГОЕ
КАРТЫ, АЗБУКА И ДРУГОЕ

Автор — Ирина Оськина, искусствовед

 

Творческая энергия и выставочный багаж её так огромны, что невольно возникает вопрос: как это годы успевают за нею следом?! Сотни выставок — от республиканского до международного статусов; давно перевалило за две тысячи количество созданных ею произведений, причём, выполненных не только в техниках печатной графики (литография, офорт, акватинта, монотипия), но и в акварели, в декоративно-прикладном искусстве (авторская кукла). Ее удивительная работоспособность распространилась и на педагогическую деятельность — многие выпускники Ольги Александровны по окончании детской художественной школы N 2 г. Уфы становились студентами ведущих отечественных художественных и архитектурных вузов. И всё же главное дело ее жизни — печатная графика, преимущественно в технике офорта (изображение особым способом травится кислотой на металлической пластине, затем покрывается краской, лишняя краска счищается, оставаясь в углублениях протравленного рисунка, затем печатается на бумаге). Ольга дополняет обычно офортную основу акватинтой (разновидность офорта), обогащая тональностью, фактурами, цветом, превращая графический лист в роскошное зрелище. Тематика её произведений разнообразна — мифология, литература, музыка, магия, архитектура, но всё же главная тема — история культуры и религий. Одно только перечисление названий ее графических серий — «Цивилизации», «Ирландские сказки», «Эпос о Гильгамеше», «Языческие боги славян», «Слово о полку Игореве», «Киевская Русь», «Бестиарий», «Коло года», «Карты Таро» и ещё многое другое — свидетельство обширных интересов и знаний художника.
Выставка офортов в галерее «Арт-эксперт» — лишь мизерная часть того, что создано ею в этом виде графики. В экспозиции — произведения преимущественно последних двух лет, за редким исключением, которое, однако, позволяет любопытствующему зрителю сравнить сегодняшние работы с более ранними, отмечая нарастающее разнообразие пластических ходов и трактовки образов, сложность технических ходов и синтез графических техник, достигнутую безупречность исполнительского мастерства опытного графика-печатника, развитие полифонии в колористике и многое другое, что скрыто от поверхностного, блуждающего глаза иного случайного посетителя выставок. Её работы требуют вдумчивого рассматривания, внимательного прочтения образов и многочисленных отдельных деталей, из которых складывается целостное восприятие каждого графического листа. Это вообще большое искусство — уметь смотреть и понимать графику Ольги Самосюк. Вот в экспозиции — серия «Гадание». В каждом из трёх листов серии справа — крупноформатные образы — то ли воин и жрица, то ли просто мужчина и женщина в старинных одеяниях, а слева (если вы с этим явлением знакомы) отчетливо проступают карты Таро: младшие арканы (жезлы, пентакли, чаши, мечи), старшие (Иерофант, Жрица, Папа, Маг, Отшельник, Повешенный и прочие). В целом на трёх листах серии отпечатаны все 78 карт. Листы большие по формату и сложные — отпечатаны с нескольких досок (так называют металлические пластины, с которых получены отпечатки изображений). Таро в творчестве Ольги появились более полутора десятилетий назад. Художник прекрасно знакома с историей европейской графики, уже с XV века насчитывающей огромное количество авторских карт. Карты Таро Ольги Самосюк — тоже авторской инвенции и существуют как самостоятельная колода (сегодня Таро Ольги хранятся даже в коллекции единственного в России Музея карт — в Петергофе). Уже позднее появились доски с изображениями крупных мужских и женских образов (когда-то совсем для другой идеи предназначавшиеся, но так и не напечатанные, а теперь чуть видоизмененные и заново протравленные). Прошло время, и вот доски с образами и карты, художник совместила на больших листах, придав им общий смысл и даже некую драматургию: к загадочным раскладам Таро, предрекающим будущие события, обращались и воины, и чиновники, и царские особы — мужчины и женщины, все, кого привлекало и кто готов был верить в магическое действо гадания.
Множество впечатлений приносит художнику опыт путешествий. В экспозицию выставки вошли серии «Прага», «Уфа», «Иерусалим», «Тобольск». Идеи листов навеяны не только красотой архитектурных форм, но и эмоциями, связанными с городом, с его историей и даже с конкретными людьми. Последнее в полной мере касается Тобольска, к которому у Ольги особое отношение. Влюбленностью в город и в культуру Сибири заразил тобольский меценат, коллекционер и основатель фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов. Совпали многие интересы — не только любовь к искусству графики, старинной архитектуре и традициям, но и стремление к сохранению русского культурного наследия. Вот и трубящие ангелы над Тобольском в листах Ольгиной серии «Тобольск» невольно ассоциируются с удивительным сподвижником Елфимовым, по зову сердца сохраняющим Тобольск и его культуру заботами и деяниями своими. Серия отпечатана в сочетании двух техник: линогравюры (монохромные трубящие ангелы гравированы Борисом Самосюком по рисунку Ольги) и цветного офорта (храмы Тобольска).
Долгие годы не отпускают художника и впечатления о Иерусалиме. В листах серии «Иерусалим» по священному городу среди раскаленных от солнца древних стен блуждают Богоматерь, ангелы, старцы, высятся громадными колоссами древние оливы. Мотивы этой серии, её образы, фактурные фоны, вплавленные в жаркую охру, воссоздают ощущение знойного дня в ветхозаветном Иерушалаиме, куда, нарушая все законы течения времени, погружается зритель.
Изощрённая и безудержная творческая фантазия Ольги Самосюк проявлена в сложной вязи, орнаментике и образах листов серии «Азбука». Колоссальный труд заключается не только в травлении и печати большого количества (по числу «глаголицы») досок, но и в тщательном отборе придуманных образов, существующих знаков и слов, в том числе и старославянских, позиционирующих ту или иную букву, и — что тоже очень важно — в авторской инвенции декоративных шрифтов. Каждый лист, представленный в экспозиции, отпечатан с четырёх, а иногда и с шести досок (не по алфавиту собранных, а исходя из визуальной эстетики листа). В сложной композиции из многочисленных деталей, заполняющих пространство плотным ковром узорочья орнаментов и форм, проявляется характер художественного почерка Ольги Самосюк.
Этот почерк еще более проявлен в материале выставки экслибрисов, проходившей в Мемориальном доме-музее А. Э. Тюлькина. Помимо 132 графических миниатюр (преимущественно в технике офорта и акватинты), представленных в экспозиции, зритель, при желании, мог держать в руках и рассматривать не под стеклом огромную коллекцию других (вплоть до самых ранних!) отпечатков экслибрисов Ольги, заботливо собранных ею в два толстых альбома — акт не только заботы художника о максимальной информированности зрителя, но и большого доверия к нему.
Со времени рождения экслибриса в гравюре прошло более пяти веков. За этот период из книжного знака владельца библиотеки («ex-libris» — «из книг») экслибрис трансформировался в самостоятельную графическую миниатюру. Экслибрисы в творчестве Ольги Самосюк представлены тремя группами: образно-знаковые, визуализирующие особенности рода занятий владельца (архитектора Л. Ш. Дубинского, скульптора Н. А. Калинушкина, живописца Н. Л. Пеганова и т. д.), тематические экслибрисы-серии «Святые», «Венецианские карнавалы», «Друиды», «Сказки острова Крит» и др., а также экслибрисы с литературной основой и введением текстов, заполняющих фоны — такие как «Слово о полку Игореве», «Коло года», «Повесть временных лет» и т. д. Герои в её работах живут в предметной среде с многочисленной атрибутикой и представлены во всем великолепии роскошной исторической или сказочной обстановки и костюмов. Графические миниатюры Ольги Самосюк увлекают процессом знакомства с визуальными сюжетами-новеллами, превращая посещение графической выставки в захватывающее зрелище.

КАРТЫ, АЗБУКА И ДРУГОЕ
КАРТЫ, АЗБУКА И ДРУГОЕ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: